Современное образование и согласие во имя ребёнка

0
1197

О.ПищаеваПочётная миссия педагога во все времена была связана со сложным и ответственным трудом. Накануне Дня учителя на наши вопросы об изменениях в законодательстве, о том, что в ближайшем будущем ожидает наших детей, и готовности педагогического сообщества к этим переменам ответила Ольга ПИЩАЕВА, начальник Управления образования.

— Ольга Викторовна, начало учебного года ознаменовано вступлением в силу нового закона об образовании, который, без сомнения, затрагивает интересы всего общества. Что привнёс он в нашу жизнь?

— Изменения существенные по целому ряду правовых, организационных, экономических вопросов в сфере образования и потребуют большой работы в ближайшее время. Чтобы осмыслить происходящие изменения, нужно время.

Федеральный закон закрепил во многом сложившуюся практику и в то же время предусматривает ряд системных нововведений. Так, если уже третий год действуют стандарты начального общего образования и активно ведётся подготовка учителей к введению стандартов в средней и старшей школе, то, что такое стандарты «для дошколят» — с этим мы сталкиваемся впервые. Хотя ранее детские сады работали в соответствии с федеральными государственными требованиями.

— Странно звучит — «стандарты для дошколят». Куда уходит детство? Детям будет не до игр и малышам тоже будут ставить отметки?

— Конечно, нет. Речь не идёт об унификации и оценочной системе. Через различные виды деятельности и прежде всего игру особое внимание уделяется развитию личности каждого ребёнка с учётом особенностей его здоровья, способностей и возможностей. Результат, которого достигают дети играя, невозможно спланировать в отличие от учебного процесса, он индивидуален и потому должен приниматься нами, взрослыми, безоценочно.

Общая задача семьи и детского сада — поддержать уникальность, ценность детства, помочь ребёнку быть готовым к новому этапу жизни, к новой для него образовательной, событийной среде в школе.

Поэтому стандарты в детском саду устанавливают единые требования именно к условиям и содержанию образования периода детства. А это управленческая, педагогическая задача.

Кроме того, изменения коснулись и системы дополнительного образования детей. Реализуются как дополнительные общеразвивающие, так и предпрофессиональные программы.

— Ещё в памяти яркие события лета — «Последний звонок» и шествие выпускников, экзамены и поступления юных лесничан. А уже сейчас полным ходом идёт подготовка к новому аттестационному периоду. Здесь тоже будут какие-то новшества? К ЕГЭ привыкли, а что такое ОГЭ?

— В 2014 году все девятиклассники будут сдавать ОГЭ — основной государственный экзамен на основе стандартизированной формы. До этого три года аттестация учащихся по завершении основного общего образования проходила в двух формах — традиционной и ГИА-9. Два экзамена так же будут обязательными — русский язык и математика, остальные — по выбору, в любом количестве.

Итоговая аттестация в старшей школе сохраняется по форме — единый государственный экзамен. Какие возможны изменения в технологии его проведения, содержании заданий, говорить преждевременно — положение Министерства образования РФ ещё не утверждено. Мы наработали определённую систему подготовки к ЕГЭ на уровне муниципалитета, в образовательных учреждениях, системность работы подтверждается хорошими результатами. Средний тестовый балл выпускников Лесного выше по сравнению с прошлым годом по всем общеобразовательным предметам, выше областных и общероссийских показателей результаты по русскому языку, физике, обществознанию, информатике, химии, географии, литературе, истории, английскому языку.

С начала учебного года выпускники уже включаются в напряжённый график подготовки, и результат во многом зависит от согласованных действий семьи и школы.

Управлением образования разработана в соответствии с рекомендациями Министерства образования Свердловской области «дорожная карта» по совершенствованию условий реализации государственного образовательного стандарта и механизмов оценки качества освоения учащимися образовательных программ, определены пункты проведения экзаменов, сформированы списки экспертов, творческие группы учителей. В октябре начинаются первые диагностические контрольные работы по учебным предметам, пройдут тренировочные экзамены с использованием информационных технологий.

Большая ответственность возложена на учителей школ, я с чувством глубокой признательности и уважения отношусь к учителям-труженикам, которые из года в год проходят вместе с детьми это очень важное испытание.

— Так, может, уже и «ЕГЭ для маленьких» ожидать?

— Оценка результатов обучения младших школьников всегда была в той или иной форме. Четвероклассники пишут итоговые контрольные работы, участвуют в тест-рейтинговых олимпиадах, конференциях различного уровня. С введением ФГОС третий год проводится Всероссийское исследование сформированности предметных и метапредметных (надпредметных, универсальных) умений. Оценивается умение детей читать, понимать различные тексты. Согласитесь, перерабатывать, осмысливать информацию, полученную различными способами и представленную в различной форме, — важное учебное умение, необходимое на протяжении всей жизни — в школе, в институте, да и в общении с людьми, в медиасреде.

— Чтобы наши дети были успешны и в этих новых реалиях, чтобы предусмотреть возможные риски грядущих изменений, очевидна роль и возросшая ответственность руководителей всех уровней — города, образования и, конечно, педагогов. Готовы ли мы к переменам?

— У Пушкина есть замечательная фраза: Вращается весь мир вкруг человека, -Ужель один недвижим будет он? Смысл модернизации образования — готовность всей системы образования отвечать на «вызовы времени», и ключевая роль отводится, безусловно, учителю. Перемены в образовании — это результат согласованных действий власти, общества и всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей.

Прежде всего подчеркну профессионализм, взаимодействие и понимание как экономических, так и социальных последствий принимаемых решений руководством города и образования, руководителями образовательных учреждений. Многое делается для ресурсного обеспечения современного образования.

С 2011 года в целях обеспечения перехода на новый стандарт в рамках реализации мероприятий по модернизации системы общего образования получено более 1200 единиц спортивного инвентаря (оборудования), направлены субсидии на приобретение учебников, 10 программно-аппаратных комплексов, 5 мобильных компьютерных классов, 4 кабинетов физики, химии, биологии, оборудования для школьных столовых, медицинских кабинетов, а также на осуществление мер по энергосбережению, развитие школьной инфраструктуры на общую сумму более 24,5 млн. руб.

На условиях софинансирования областного и местного бюджетов реализуются программы «Наша новая школа», «Доступная среда», а с этого года начинается масштабный долгосрочный проект, рассчитанный до 2020 года, — государственная программа «Развитие образования».

Законом об образовании закреплён особый статус педагогических работников в обществе, сохраняются все права и меры социальной поддержки, определены основные принципы и гарантии профессиональной деятельности и повышения квалификации.

На протяжении последних лет планомерно повышается уровень оплаты труда большинства работников образования, это около двух тысяч человек.

Постановлением главы администрации утверждена «дорожная карта» — «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» в городском округе «Город Лесной», постановление устанавливает целевые показатели и предусматривает ежегодный рост средней заработной платы педагогических работников до 2018 года. В 2013 году достигнуты целевые показатели размера средней заработной платы педагогическим работникам учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования. С 1 октября намечено очередное повышение уровня оплаты труда для различных категорий работающих.

В образовательных учреждениях активно ведётся работа по развитию педагогической компетентности, обновлению содержания и форм преподавания. Педагогическое сообщество города — союз опыта и молодости, коллектив профессионалов, способных решать задачи современного образования. Стаж более 20 лет имеют свыше половины педагогов. Растёт количество молодых учителей, педагогов до 29 лет (12%). Средний возраст педагогических работников образовательных учреждений Лесного 43 года.

Около 90% педагогов аттестованы, растёт число педагогов с высшей квалификационной категорией. Доля учителей и руководителей, прошедших повышение квалификации в соответствии с новыми стандартами, сегодня составляет более 70%.

Особую ценность сообщества педагогов нашего города представляет готовность к профессионально-творческому общению. Работает 50 городских методических объединений, творческих групп, мастер-классов, в активной практике стажировочных площадок нарабатывается новый опыт по реализации стандартов. Активно работают общественные объединения — профсоюзная организация, Советы руководителей образовательных учреждений, Совет ветеранов педагогического труда, молодёжное объединение. Открытость — залог успешности всех начинаний. Поистине, «у лучших школ нет стен, а остальные — сидят за закрытыми дверями и глухими стенами». Соглашаясь с одним из руководителей российского образования, могу с уверенностью сказать: наши школы, детские сады, учреждения дополнительного образования все лучшие, потому что открыты ребёнку, открыты времени.

— И наверняка открыты творчеству? Ведь известно, личность воспитывает личность, а успешную личность — успешная личность!

— Готовность и способность педагога предъявлять результат инновационной деятельности — одно из важных профессиональных умений по известному принципу «от творчества учителя — к творчеству ученика». И примеров тому много.

Победителем конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2013 году стала школа № 71, руководитель И.А.Приходько. Среди государственных учреждений — школы № 69, 70, директора Д.В.Цветков, Н.В.Накарякова.

Лауреат Всероссийского конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования России», проводимого в рамках «Национальной стратегии действий в интересах детей», — детский сад № 9, руководитель М.Ю.Хазова. Лауреаты конкурса — педагоги детских садов № 9, 18, 30.

Лицей, школа № 71, Центр детского творчества — победители открытого конкурса Госкорпорации «Росатом» по реализации социально значимых проектов (директора Е.ГЛепихина, И.А.Приходько, И.А.Власова). Победители   проекта   «Школа Росатома» — учителя школ № 64, 76 Н.В.Потапёнок, Т.ВЛобанова, финалисты — педагоги школ № 64, 72, 75, а также лицей и впервые -детские сады № 9, 29.

Вышли в финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» учителя школ № 74, 76 Н.А.Лисенкова, Л.Ю.Основина, Лина Юрьевна — среди лучших в области.

Призёром Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» стала учитель школы № 71 Л.П.Ладыгина.

Награждены золотой медалью за лучший инновационный проект лауреаты национальной премии — заместители директора школы № 76 Н.А.Королёва и О.С.Семяшкина, нагрудным знаком «Орден Вернадского» победители международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие» — учителя школы № 76 и лицея Е.Н.Вакуловская и Н.А.Иванова.

Время отмечает события и людей, достойных нашего признания и уважения, — то, что формирует единство целей и ценностей, объединяет все поколения педагогов и их воспитанников, то, что обеспечивает сегодня, в период системных изменений, устойчивое развитие образования.

Меняется время, меняемся мы, но одно остаётся неизменным — встреча учителя и ученика. Чтобы она состоялась, необходимы доверие друг к другу и принятие безусловной ценности личности каждого. Это трудно — быть всем и всегда Учителем, но это и значимо, достойно, почётно.

Уважаемые коллеги, ветераны педагогического труда! Поздравляю вас с нашим профессиональным праздником! Пусть ваш ответственный и вдохновенный труд будет успешным и благодарным! Счастья, любви вам и вашим близким!

Предыдущая статьяКовали победу на фронте и в тылу
Следующая статьяС юбилеем, «тихая» школа!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя