Что значимо для современного подростка на определённом этапе его взросления? В чём мы — педагоги, родители, общественность — можем с поправкой на юношеский максимализм и оглядкой на влияние среды обнаружить «болезнь» и «точки роста»? Об этом состоялся разговор на Форуме образовательного сообщества, который прошёл 20 февраля на базе школы № 75.
Принятые сегодня документы подтверждают важность и актуальность обсуждаемых на Форуме проблем воспитания подрастающего поколения. Это Федеральный закон об образовании, утверждающий приоритет воспитания в процессе образования, Указы Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О Национальной стратегии действий в интересах детей».
Открыл Форум глава городского округа Виктор Гришин:
— Сегодня учитель не только даёт знания в рамках школьной программы, но и учит самому главному — жизни. Этот процесс педагоги организуют не только в стенах школы, но и совместно с семьёй, общественностью. Безусловно, ответственность, лежащая на плечах педагогов, колоссальна. И именно вам, педагогам, и нам, представителям органов власти, вместе с родителями нужно найти тот самый компромисс в процессе воспитания, который так необходим в современном мире. Потому что у нас цель одна — воспитать достойного человека.
В работе Форума участвовали представители администрации города, системы дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, городских предприятий, учреждений и организаций, родители, учащиеся.
С докладом о развитии воспитательной системы в современных условиях выступила начальник управления образования Ольга Пищаева. Она отметила, что в городе функционирует устойчивая система взаимодействия всех социальных институтов, накоплен новый опыт партнёрства учреждений образования и семьи. Вопрос — в её эффективности. Влияние семейных отношений как ключевое в решении детских проблем подтверждается результатами диагностики личностного роста, проведённой среди учащихся 8-х, 10-х классов: высшей ценностью для большинства детей является семья.
В докладе анализировались проблемы, ставились задачи на новый период:
— Руководство города, контролирующие органы в качестве первоочередных ставят задачи профилактики в связи с ростом числа правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. 15 февраля в прокуратуре прошло расширенное заседание Координационного совета с участием руководителей города, образования, всех субъектов профилактики. Общий вывод: нельзя всё списывать на особенности семьи и личность подростка. Система профилактики, как и любая другая система, должна работать на результат.
Одно из решений этой задачи — укрепление института классного руководства. На его поддержку выделяются целевые федеральные средства. В городе ведётся целенаправленная работа по повышению квалификации и развитию профессионально-творческой компетентности классных руководителей. В образовательных учреждениях разработана система морального и материального поощрения за достижения в воспитательной работе, индивидуальной работе с учащимися разных потребностей и возможностей.
Введение новых стандартов также направлено на выполнение главной функции системы образования — воспитание. Сегодня более 60% учащихся начальной школы обучаются по новым стандартам. В опережающем режиме работают учителя лицея, преподающие в 5-х классах (классные руководители — С.А.Максимова, Н.В.Маковеева, заместитель директора Е.Г.Лепихина).
Стажировочные площадки по освоению ФГОС проведены в школах № 67, 75, 76, лицее. Стандарты также стали новым опытом сетевого взаимодействия по реализации программ духовно-нравственного развития с Центром детского творчества, Детским (подростковым) центром, Центром диагностики и консультирования, музыкальной, хореографической школами, школой искусств, детской библиотекой, музейно-выставочным комплексом, ДК «Родник».
В Национальной стратегии действий в интересах детей говорится о необходимости развития системы психологической и коррекционно-педагогической помощи, системы дополнительного образования, физической культуры и спорта, клубов по месту жительства, об организации детей в летний период.
— В городе всегда уделялось особое внимание вопросам образования и детства, — отметила Ольга Викторовна, — и сегодня мы все включены в масштабный процесс модернизации. Но все наши усилия будут неэффективны без согласованных, профессионально выверенных действий в интересах ребёнка. Согласие во имя ребёнка, или, как заявлено в Национальной стратегии, «партнёрство во имя ребёнка»…
О развитии воспитательной системы школы, работе классного руководителя в условиях введения федеральных государственных стандартов и психолого-педагогическом сопровождении воспитательного процесса рассказывали руководители школы № 74 и Центра диагностики и консультирования Н.В.Захарова, О.В.Хасанзянова, учитель начальных классов школы № 75 Н.С.Леонтьева — победитель Всероссийского конкурса «Растим патриотов России».
На секциях Форума рассматривались вопросы развития воспитательной системы образовательного учреждения, классного коллектива на основе программно-целевого подхода, современных технологий в организации воспитательного процесса. Педагоги, родители, старшеклассники, социальные партнёры в атмосфере живого общения обсуждали важные для каждого из нас проблемы воспитания подрастающего поколения, намечали согласованные действия и решения.
В рамках работы форума состоялось заседание Совета по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Его основная тема — государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
…Процесс становления личности очень сложный, и только совместные усилия педагогов, родителей, социальных партнёров приведут к развитию целостной системы воспитания, благоприятных условий для проявления и развития гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения.