Слово – источник вдохновения

Конкурс чтецов

Конкурс чтецовВ начале апреля в литературной гостиной библиотеки им. П.П.Бажова состоялся городской конкурс художественного чтения «Вдохновение», в котором приняли участие 50 учащихся 5-11 классов школ города.

В жюри – профессионалы: старший методист ИМЦ управления образования Татьяна Хабибулина, заместитель директора ЦГБ Ольга Хорошенко, педагог дополнительного образования Любовь Смирнова, школьный библиотекарь Екатерина Буторина. Внимание обращали на чёткую, грамотную речь, на артистизм и соблюдение средств выразительного чтения. Очень многое зависело и от выбора текста: соответствовал ли он внутреннему миру чтеца, пытавшегося донести авторскую манеру повествования.

Кто-то из ребят читал стихи, кто-то – прозу. Герои Н.Гоголя и А.Куприна, И.Крылова и С.Михалкова «оживали» в этот день перед слушателями. Среди писателей, которым было отдано предпочтение, конечно же – наши классики.

Первыми выступающими были дети 5-6-х классов. В литературной гостиной звучали произведения Д.Мамина-Сибиряка и М.Лермонтова, Л.Татьяничевой и Д.Кедрина. Лучшими стали шестиклассники. Данил Пушкарёв, ученик школы № 76, проникновенно исполнил лирическую зарисовку «Вечерний пейзаж» А.Дементьева – одного из самых любимых всеми современных поэтов. Елизавета Обрубова, ученица школы № 72, торжественно прочитала стихотворение М.Ножкина «Самый главный день», посвящённое теме народной памяти. Анастасия Мулгачёва, ученица школы № 74, порадовала чтением отрывка из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» (учителя: С.И.Покаляева, Л.И.Бучнева, С.В.Коптелова).

Выразительно читать – не значит разыгрывать текст в лицах, перевоплощаясь в героев произведения. Выразительно читать – значит в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь аудиторию, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. Это постарались сделать ребята 7-8-х классов, выбрав произведения, близкие и понятные своему возрасту.

Среди лучших рассказчиков – Анна Тулинова, ученица 7 класса школы № 74. Победу ей принесло произведение поэта Э.Асадова «Дикие гуси», стихи которого волнуют и покоряют читателей всех возрастов и в творчестве которого есть уникальный, до трепета взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях.

Виктория Покрышкина, ученица 7 класса школы № 67, с болью и теплотой прочитала о тяжёлом и печальном событии, имевшем место во время войны и нашедшем отражение в стихотворении «Лошади в океане». Его написал поэт Б.Слуцкий, чья поэзия – своеобразный лирический дневник, вобравший в себя историю человеческой судьбы на историческом пути страны. А вот Таисии Федорковой, ученице 8 класса лицея, больше по душе оказался «милый идеал» Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» А.Пушкина (учителя С.В.Коптелова, З.И.Кузнецова, Л.В.Предеина).

Хорошо подготовились и старшеклассники. В их репертуаре – «Акварельные краски» К.Паустовского, «Олеся» А.Куприна, «Похороните меня за плинтусом» П.Санаева, «Катенька» Н.Тэффи. Всех чтецов отличали убедительность выступления, эмоциональность речи, умение раскрыть авторский замысел. Но конкурс есть конкурс…

Жюри отдало предпочтение Юлии Спириной, ученице 9 класса лицея, которая читала «Мой Пушкин» М.Цветаевой так, что зал замер; Ксении Таубенфедер, ученице 10 класса школы № 72: она прочла «Сон о Тютчеве» Ю.Нагибина красиво, искромётно, легко завоевав внимание аудитории; Никите Куткину, ученику 10 класса школы № 75, предложившему на конкурс стихотворение в прозе: настолько очевидным было погружение в содержание текста, что казалось, перед нами не чтец, а сам писатель И.Тургенев с философской миниатюрой «Соперник» (учителя М.И.Сабурова, Л.И.Бучнева, В.М.Архипова).

…Конкурс закончился, а вдохновение словом осталось. Талант чтеца не дан свыше, он вырабатывается с помощью вдумчивого чтения большой литературы. Пожелаем современным детям найти своего поэта или писателя, к творчеству которого они могли бы обращаться в свои счастливые или трудные минуты. Ведь интерес к книге – это показатель духовности и эмоциональной отзывчивости, а чтение книги, становясь действенным средством влияния на воображение, ум и чувства юных чтецов и их слушателей, пробуждает в них интерес к художественному слову.

Ирина КОНЫШЕВА,
старший методист информационно-методического центра управления образования.

Предыдущая статьяЛёгкая атлетика
Следующая статьяУспешная «Студенческая весна»