Школа – это не только уроки, но и перемены, праздники, поездки, соревнования, участие в школьных мероприятиях, где учащиеся учатся общаться, дружить, понимать друг друга.
Школа является важнейшим окружением для адаптации ребёнка в общественной жизни, даже если начало такого рода отношений закладывается в семье. В кругу школьных товарищей ребёнок сталкивается с различными аспектами социальной жизни – с конструктивным сотрудничеством и чувством единства, с враждебностью и соперничеством – и учится со всем этим справляться. Группа оказывает сильное давление на всех своих членов. Главное желание ребёнка – быть признанным другими, поэтому правила, принятые в группе, он воспринимает как свой долг, быстро приспосабливаясь к действующим нормам и правилам.
Отношения со школьными товарищами играют для каждого ребёнка важную роль.
Школьный класс становится для ребёнка первой социальной группой – группой людей, занятых одним делом. В данном случае это учёба. Ученики младших классов в отличие от школьников постарше склонны придавать большое значение оценке учителя, поэтому от учительской оценки (в первую очередь учебной) зависит статус ребёнка в классе и отношение к нему одноклассников. Школа является первой для ребёнка моделью общества. Школьные правила – модель социальных норм. Взаимоотношения с учителем – модель будущих взаимоотношений с начальниками и руководителями. Взаимоотношения с одноклассниками – модель последующих взаимоотношений с коллегами и друзьями.
Каждый учащийся может вести себя по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание, и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителями.
Поступив в школу, каждый ученик не ограничивается только учением. Серьёзное значение для формирования поведения детей имеет выполнение ими общественных поручений, как постоянных, так и временных. Особенностью общественной работы является более высокий уровень самодеятельности и самостоятельности детей, что служит необходимой предпосылкой для овладения организационными навыками, навыками взаимоконтроля и взаимопомощи, для воспитания инициативы, организованности, дисциплинированности.
Школа дает ребёнку большую самостоятельность, которая неизбежно порождает формирование у ребёнка собственного мнения и стиля поведения в разных ситуациях. Чем старше класс, тем это «Я» занимает больше места в сознании ребёнка. К этому процессу активно подключаются школьные друзья. Человек уверенней чувствует себя в коллективе, поэтому сам стремится в него влиться.
Подготовлено по материалам сети Интернет.