В этом году Народный музыкально-драматический театр социально-культурно-досугового центра «Современник» отмечает 55-летие. В преддверии значимой даты мы встретились с режиссёром театра Сергеем РУДЫМ.
— Сергей Иванович, с чего бы Вы начали наше интервью?
— Я буду говорить с позиции не только режиссёра театра, но и с позиции человека, который служит своему, уже давно ставшему родным театру 39 лет. И начну с того, что 55-летие — это значительная дата, веха в культурном пространстве нашего города. Народный театр — старейший коллектив самодеятельного творчества в Лесном. Его главное богатство — актёры, которые, не являясь по профессиональному статусу таковыми, являются ими по сути. Эти люди, не побоюсь этого слова, наш «золотой фонд». На них ходит зритель, на них выросло не одно поколение лесничан. Более пятидесяти лет отдал театру замечательный человек и потрясающий актёр Евгений Михайлович Мяздриков. До сих пор продолжает радовать зрителей и своих партнёров по сцене Наталья Ивановна Поротникова. Эти удивительные люди -ровесники театра, его камертон, неподражаемый пример преданности Мельпомене, богине театра.
Театр — это не только актёры. Каждый спектакль создаёт коллектив людей разных профессий. Это и режиссёры, и художники, и звукорежиссёры, костюмеры, декораторы. Без людей этих профессий не будет спектакля, не будет прикосновения к таинству волшебства театра.
Безусловно, очень много зависит и от репертуара театра, от того, что сегодня мы предлагаем зрителю. За последние пять лет в нашем театре произошёл серьёзный поворот в сторону художественно ценностных произведений, в сторону классической драматургии и литературы. В афише появились имена Чехова, Шварца, Островского, Макаёнка, Ричарда Баха…
— Дударева…
— Да! Сейчас, в преддверии юбилея, мы работаем над постановкой спектакля по мотивам пьесы Алексея Дударева «Вечер». Наш театр не впервые обращается к этому замечательному драматургу — в 2005 году режиссёром Виталием Старцевым был поставлен спектакль «Рядовые». И сегодня, когда мы приглашаем зрителя на Чехова, Островского, Баха, где нужно думать, рассуждать, мы приглашаем не к развлечению, а к диалогу о смысле жизни, о вечных ценностях, духовных скрепах. Воспитывающую функцию театра, слава Богу, ещё пока никто не отменял. Великий Станиславский говорил: «Не важно, каким зритель придёт в театр, важно, каким он оттуда уйдёт». Каждый спектакль должен «цеплять», должен будоражить внутреннее сознание и мироощущение зрительного зала.
— О чём спектакль «Вечер»? В чём заключена его воспитывающая, нравственная составляющая?
— Это спектакль о старшем поколении, о стариках, которые в одиночестве доживают свой век. Но мы ставим спектакль не о «вечере жизни», а напротив — о продолжении жизни, о надежде. Этот спектакль прежде всего адресован молодому зрителю. Важно, чтобы он задумался: а как он, через много лет, встретит вечер своей жизни? Также в одиночестве и ожидании детей, которые его забыли, или в окружении семьи, внуков, в их любви и заботе? Эта тема, к сожалению, сегодня не утратила своей актуальности: ещё масса печальных примеров, когда взрослые дети забывают, бросают своих престарелых родителей или сдают их в дома-интернаты! Даже если один человек, выйдя после нашего спектакля, позвонит своим родителям после большого перерыва в общении с ними — ради этого, наверное, и стоило ставить сегодня этот спектакль.
— Молодое поколение ходит на Ваши спектакли?
— Да, и немало. Спектакли «Новогодняя история» по мотивам пьесы Евгения Шварца «Снежная королева» и «Чайка Джонатан Ливингстон» по повести Ричарда Баха посмотрели школьники, студенты, приходили классами, семьями. Второй сезон в нашем репертуаре идёт спектакль «Банкрот» Островского, и всегда в зале -много молодых лиц.
— Сумма каких слагаемых определяет качество спектакля?
— Я бы не оперировал понятием «качество» в разговоре о театре. Слагаемых успеха любого спектакля много. Это хорошая драматургия и литература. Это крепкий, профессиональный по своему отношению и самоотдаче актёрский состав. Это сплав и единение людей, создающих спектакль. Очень важным для нас, безусловно, является и ещё один живой участник сценического действия — это зритель, который приходит к нам на спектакль. Если это зритель умный, думающий, не боящийся сомневаться и искать истину в бескрайнем океане жизненной философии и мироздания, зритель, умеющий слушать и слышать — это наш зритель.
Сегодня, к сожалению, главенствует конъюнктура, опасная тенденция к пустому, бессмысленному развлечению и, не боюсь этого слова, отуплению зрителя. Каждый спектакль должен быть эксклюзивным с точки зрения духовно-нравственного посыла зрителю. Взять наш спектакль «Чайка Джонатан Ливингстон» — философская притча, на первый взгляд — абсолютно не в тренде, но она была очень хорошо принята зрителем, и не только в нашем городе. Мы на достойном уровне показали этот спектакль на всероссийском фестивале в Югорске в прошлом году.
В январе этого года спектакль «Банкрот» был представлен на конкурсе «Территория культуры Росатома». Профессиональное жюри из Москвы и Санкт-Петербурга, приехавшее в наш город, отметило профессиональный уровень актёрского состава театра.
— Вы не находите, что есть некий негативный оттенок в понятии «самодеятельность»? Вы — самодеятельный театр.
— Не нахожу. Да, наш театр самодеятельный — по статусу. Но — Ирина Аншелес, Вячеслав Васильев, Виталий Старцев — это были настоящие профессионалы. И планку они выстраивали высокую. И на конкурсах, и на фестивалях различного уровня нас до сих пор воспринимают как профессиональный коллектив. И я стараюсь вместе с актёрами эту планку держать.
— Труппа театра сегодня — это кто?
— Костяк театра — это любимые и признанные зрителями актёры, умудрённые жизненным и сценическим опытом. Это Наталья Поротникова, Анатолий Пилигримов, Сергей Шайнов, Татьяна Алтухова, Сергей Сыров, Наталья Берсенёва, Алексей Скороспелов. Это — наши ветераны, наша гордость, наша ценность. Но есть и замечательная молодёжь: Анна Кайбелева, Татьяна Никитина, Пётр Алтухов. Третий год в театре работает детская студия, основу которой составляют учащиеся школы № 76.
Для меня, как руководителя театра, очень важна преемственность поколений. И не на словах, а на сцене. Спектакль «Чайка Джонатан Ливингстон» по-своему уникален, в чём-то даже экспериментален. В нём мы соединили три поколения актёров театра: «стариков», молодых и школьников. Главную роль здесь сыграл тогда тринадцатилетний Данил Пушкарёв. Сыграл серьёзно, органично, по-взрослому, очень достойно. Не растерялся, а самое главное, не потерялся среди более опытных и признанных актёров. Его юной партнёршей по спектаклю была Анастасия Булыгина, очень искренне и трогательно сыгравшая роль Флетч.
Четвёртый сезон на одну сцену выходят вместе Татьяна Алтухова, уже практически четверть века верой и правдой служащая родному театру, и её сын Пётр, который в этом году оканчивает школу.
— Молодёжь идёт в театр для чего — делать революцию или продолжать традиции театра?
— Продолжать традиции. Хватит нам революций. Главный путь — путь созидания, а не разрушения. Это одна из моих основных задач, как руководителя театра. После того, как я принял в 2008 году театр в качестве режиссёра, конечно, произошли серьёзные изменения — в репертуарной политике театра, в организации репетиционного процесса, в психологии подготовки роли и во многом другом. Не буду лукавить, это было непросто. Не все актёры, даже опытные, приняли новые условия игры, некоторые из них оставили театр. Это естественный, нормальный, живой процесс. Приходят новые люди, вливается новая творческая кровь в живой организм театра. Это неизбежно, это на благо.
— Сергей Иванович, говорят, каждый режиссёр в какой-то степени ставит спектакль о себе.
— Согласен. Я стараюсь говорить со сцены о том, что волнует меня как человека, я несу зрителю своё видение событий, свои ощущения, если хотите, свою жизненную философию, своё мироощущение, своё мировосприятие.
— Работая с актёрами, Вы ставите перед ними задачу, чтобы у них звучали «эталонные» интонации, или Вам это не нужно?
— Для меня важна интонация не речевая, а интонация души. Недаром Антон Павлович Чехов сказал: «Глаза -это зеркало души». Актёр ведь может посмотреть ТАК, что ничего говорить не надо. И на сцене говорит не голос, не речевой аппарат, а та струна, которая у актёра звучит в душе в данный момент. Можно произнести красивую фразу хорошо поставленным голосом, но я при этом скажу великую фразу Станиславского: «Не верю!». А можно реплику прошептать — и у зрителя пройдёт мороз по коже… На сцене важна правда жизни, а не её имитация. В каждом спектакле, в каждой роли должна быть своя уникальная, неповторимая интонация, завораживающая и потрясающая зрительный зал.
— Когда Вам, как режиссёру, какая-то фраза видится произнесённой тихо и сокровенно, а актёр хочет, наоборот, выдать накал страстей, в таких спорах вы — режиссёр-монстр или режиссёр-либерал?
— В зависимости от ситуации. Бываю — монстр, неумолим, настаиваю на своём видении в рамках режиссёрской концепции спектакля. С актёром соглашаюсь только в одном случае — если он меня убедил своим органичным, правдивым существованием на сцене в конкретном эпизоде спектакля.
— Вы сразу определяетесь с исполнителем главной роли?
— Нет, я всегда долго мучаюсь с выбором. С одной стороны, я столько лет в театре, знаю возможности актёров, их потенциал, особенно опытных, но с ходу определить исполнителя на любую роль не всегда получается. Нужно время. Приступая к постановке спектакля «Банкрот», я изначально не видел в нём Сергея Сырова. Точнее, в конкретной роли. Но и оставлять такого сильного, внутренне колоритного актёра, как Сергей, без роли мне очень не хотелось. Думал, приглядывался, пробовал, размышлял. А в результате получился потрясающий образ Подхалюзина!
— Знаю, что на Вас оказала влияние культура Санкт-Петербурга. В Ваших спектаклях есть «питерское» настроение?
— Не буду этого отрицать. Своё театральное и педагогическое образование я получил в Петербурге. Это для меня особый город, со своей непередаваемой аурой. Приезжая в Петербург сегодня, я люблю гулять по улицам этого фантастического по своей красоте и своему непередаваемому духу города. Лично меня этот город наполняет творчески, внутренне насыщает, и очень надеюсь, обогащает духовно и нравственно. Не боюсь признаться, Петербург меня во многом исцеляет, заряжает, даёт мне силы, в первую очередь силы душевные и духовные.
— Театр для Вас — что?
— Это очень серьёзная, осознанная часть моей жизни.
— Театр делает человека уязвимым или всемогущим?
— Очень много зависит от самого человека. От самого актёра. Потому что, к сожалению, иногда то, что играет актёр на сцене, не всегда совпадает с какими-то ценностными установками в жизни. А это уже есть фальшь, несовпадение полюсов. Меня театр держит в неком духовно-нравственном тонусе, не даёт расслабляться, поддаваться негативу. Я понимаю, что когда я ставлю спектакль, то несу ответственность за результат, ответственность перед актёрами, ответственность перед зрителями. А в первую очередь эта ответственность должна быть перед самим собой. Мои спектакли можно принимать, не принимать, ругать, обсуждать. Это абсолютно нормальное явление! Но я могу честно, как на исповеди, сказать: мне не стыдно ни за один спектакль, который я поставил.
— А сами не соскучились по актёрской работе?
— Очень соскучился! Но играть на сцене и одновременно быть режиссёрским оком — не рискую. Это чревато…
— И напоследок — что подарите зрителю на 55-летие театра?
— Очень надеюсь, что праздник! 29 марта в 19.00 в СКДЦ «Современник» состоится премьерный показ спектакля «Вечер», а во втором отделении — чествование актёров театра. Мы ждём в этот день истинных любителей и поклонников театрального искусства.