Лобанова Вера Петровна — учитель химии и биологии, окончила Нижнетагильский педагогический институт, Отличник народного просвещения, с 1984 по 1993 гг. работала заместителем заведующего ГОРОНО, позже -заместителем начальника Управления образования города. Имеет звания «Учитель-методист» и «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Я не отделяю свою жизнь в Лесном от школы, в которой проработала 15 лет учителем биологии. И накануне её юбилея – школе № 72 нынче полвека – я хочу поклониться родной школе, своим коллегам – учителям, которые учили и воспитывали моих сыновей, выпускникам 1977 и 1984 годов, у которых была классным руководителем, и всем, кто помнит родную 72-ю. А стало быть, не забыл родной город, открывший всем дорогу в большую жизнь.
В тот год – 1975-й – школа становилась средней и приняла новых учителей. Мы сразу поняли, что пришли в сильный педагогический коллектив с устоявшимися традициями. Нас быстро погрузили в работу над единой педагогической темой «Совершенствование урока как основной формы обучения и воспитания учащихся».
Работники администрации школы: Г.В.Алябьева, Л.И.Пантюхина, В.М.Дронкина, В.А.Осипова, В.А.Спиридонова – сами давали качественные уроки и для нас были методистами. Все посещённые уроки анализировали, предъявляя высокие требования к каждому педагогу. Учили нас самоанализу. Всё было направлено на совершенствование урока: грамотные, хорошо подготовленные педсоветы, кабинетная система. Каждый учитель работал над темой по самообразованию, вёл предметный кружок или факультатив. Я, как учитель биологии, сразу ощутила весомую помощь: на пришкольном участке, взлелеянном З.А.Косолапенковой, выращивались растения, которые служили раздаточным материалом по всему курсу биологии.
Надо сказать, пришкольный участок и теплица были заботой и гордостью всей школы. Что там только не росло! Кукуруза выше человеческого роста, подсолнухи, патиссоны, злаковые. Осенью вёдрами собирали помидоры и картофель. В теплице цвели каллы, канны, амариллисы. Весной весь микрорайон мы снабжали рассадой. Вели серьёзную опытническую работу.
Все дети и взрослые были членами общества охраны природы. Участвовали в городских операциях «Ель», «Подснежник», «Муравей», «Кормушка», «Скворечник». Регулярно выпускали общешкольную газету «Природа и мы». Для младших классов работала лекторская группа старшеклассников и агитбригада.
Уже в те годы создавали краеведческий музей. Каждый класс работал над определённой темой. Весной «защищали» свою тему на общешкольной краеведческой конференции и передавали материал в краеведческий музей. Наш класс работал над темой «Жертвы колчаковского террора». Узнали о местах захоронений расстрелянных. Могильные холмики хранили тайну. Кто эти люди? Три года продолжались поиски: встречи со старожилами Нижней Туры, родственниками погибших, письма, старые фотографии, пожелтевшие страницы газет, архивы… Мы собрали материал о Брониславе Швельнисе – герое Гражданской войны, командире красного полка; Жен Фусене – командире интернационального китайского батальона, о десятках наших земляков.
Кипела спортивная жизнь. В.С.Бессонов и Е.А.Утробина всех приобщили к занятиям физкультурой: лыжные походы, турслёты, спортивные игры, соревнования между классами. Мы были также и болельщиками за спортивные команды школы, радовались их победам. Мы были всё время рядом с детьми. И я вот сейчас вспоминаю, как, оказывается, много внимания и времени мы уделяли воспитанию.
Контингент учащихся был обычным для того времени. В городе не существовало тогда специальных школ, а школа-интернат была санаторной. Поэтому в классах с наполняемостью 40 человек обучались и одарённые, и те, кому освоение программы давалось с трудом. Со всеми учениками мы находили общий язык. Выполнение закона о всеобщем среднем образовании мы считали святой обязанностью школы. При этом приходилось много работать с подростками в микрорайоне, вести индивидуальную работу, профориентацию. Старались каждого занять в кружках, секциях учреждений дополнительного образования.
Огромное значение придавалось воспитательной направленности урока как такового. Содержание курса биологии предусматривало антиалкогольную, антиникотиновую, антинаркотическую работу. Дружные, любознательные, готовые помочь друг другу были дети в классах З.А.Косолапенковой, З.П.Дряхловой, В.П.Петровой, Г.И.Яблочкиной, Н.С.Новиковой, Т.А.Иняхиной, П.А.Коломиной, Р.П.Зыряновой, В.В.Монастыревой, Г.А.Довыденко, Л.Б.Гордеевой, Н.А.Крутиковой. А какие это были учителя! Школа славилась сильным составом педагогов, особенно – учителей начальных классов. Я, как классный руководитель, имела счастье работать с классами В.П.Недокушевой – мудрой женщины, прекрасного учителя. Проводив первый выпуск десятиклассников в 1977 году, я приняла от Веры Павловны 4-й класс, с которым работала 7 лет. Все годы Вера Павловна оставалась нашим наставником, советчиком и строгим судьёй. Она воспитывала в ребятах уважение к труду, интерес к учёбе, очень умело подключала к работе с классом родителей. Я рада, что после длительного перерыва неучастия родителей в воспитательном процессе детей они вновь становятся ближе к школе, чему, в частности, способствует и новый закон об образовании.
Рассталась я со школой в 1984 году, ушла работать в управление образования города. А первая встреча выпуска состоялась через 25 лет в родном кабинете биологии школы № 72. Приехать смогли не все, но от всех пришли письма, фотографии.
Вспоминает Лидия Ивановна Пантюхина, завуч школы, учитель математики: «Мне так врезался в память этот выпуск. Я помню лица ребят. Ни одного злого взгляда. А как я любила смотреть на них во время контрольных работ. Какими сосредоточенными, умными, красивыми были их лица в эти минуты! У всех! Я их вижу и сейчас. И люблю. Помню и добрые дела родителей этих учеников. Одним словом – хорошие дети у хороших родителей».
А это выдержка из письма Лены Мухиной (Елены Николаевны Колбиной): «Пишу с Крайнего Севера. Я живу в приполярном городе. Здесь я увидела блеск северного сияния, робкий хоровод крохотных деревьев, звонкую тишину жгучего мороза и грибное богатство бескрайней тайги. Сама природа едва выдерживает суровый нрав Крайнего Севера, но – нет! Здесь живут и трудятся Люди, здесь рождаются и счастливо живут Дети. Здесь мои ученики. И это мой Дом. И я всегда вспоминаю свою первую учительницу Веру Павловну Недокушеву. Она научила жить, любить профессию, ставшую смыслом всей моей жизни».
Та встреча была очень тёплой. Море цветов, улыбок, радости. Встретились родные люди. Все они состоялись, у всех семьи и дети. Жизнь не ко всем была добра. Поэтому ещё теплей воспоминания о детстве. И надо было видеть, с каким восторгом и непосредственностью взрослые люди, родители уже взрослых детей, рассказывали своим учителям В.М.Дронкиной, Н.В.Бубновой, пришедшим на встречу, как легко они сдавали вступительные экзамены в престижные вузы, как состоялись в профессиях.
Идут годы. Уже ушли из жизни учителя З.М.Пальгуева, З.А.Косолапенкова, Т.А.Иняхина, В.В.Шумкова, Г.В.Алябьева, М.И.Крупнина, Ф.Я.Удинцева, Л.С.Щербина, Я.И.Хардин. Светлая им память.
Верю, что сегодня идут на уроки учителя, небезразличные к своим ученикам, вдумчиво, творчески ищущие всё, что оживит урок, сделает его увлекательным, интересным и познавательным для детей. Учителя, несущие в профессию всё, что сделает её ещё более престижной, а наш любимый город – ещё более любимым и почитаемым за такое детство, за вот такие школы!
Вера Петровна ЛОБАНОВА.