Некоторые родители считают, что критика ребёнка сделает из него «человека». Но психологи предупреждают, что повышенной критикой родители способны поломать будущее ребёнка. Влияние критических замечаний на развитие личности не должно быть недооценено.
В раннем детстве, в подростковом возрасте ребёнок проходит этапы формирования мировоззрения, установления основных правил взаимодействия с миром, с другими людьми. Ребёнок обретает некоторое понимание жизни. Всё это повлияет на то, каким будет его взаимодействие со всеми обстоятельствами и с людьми в будущем. Большинство эмоциональных расстройств во взрослом состоянии – это следствие каких-либо форс-мажорных обстоятельств, трагедий, утрат, обид, страхов, социальных сложностей, пережитых в детстве.
Критика ребёнка в семье – это ещё один фактор риска. Он особо опасен тем, что сила его влияния не очевидна для родителей.
Изначально любой малыш настроен на получение радости от улыбки мамы, от каждого своего шага, от бега и веселья, от всех открытий. Со временем многие родители начинают выдвигать претензии к ребёнку: «Ты такой неаккуратный», «ты необщительный», «ты неловкий» и т.д.
Ребёнок начинает понимать, что не всё так радостно. Но ему хочется оставаться в прекрасном мире, и он будет искать для этого свои решения. Каждый малыш выбирает своё: кто-то старается соответствовать всем требованиям родителей, чтобы его любили; кому-то важно оставаться только при одобряющих родителях, если претензии возникают в детском коллективе и т.д. Каждый «нащупывает» свой выход.
Как же научить ребёнка воспринимать критику?
- Если критика имеет аргументы, критикующий проявляет уважение, можно принять её к сведению. А дальше придётся откорректировать своё поведение.
- Важно объяснить ребёнку, что попытки оправдываться, как правило, не дают хорошего эффекта. Оправдание могут воспринимать как выражение чувства вины, стыда, собственной неправоты.
- Идеально, если ребёнок научится отделять форму подачи критики от её сути. Возможно, он увидит и «зерно истины».
- Подскажите ребёнку, что после обоснованной и корректной критики необходимо дать понять, что он услышал критикующего. Можно так и сказать прямо: «Я понял(а) вас(тебя)».
- Научите ребёнка определять, что его задело в критике, почему он обиделся, что вспомнил.
- Если критика не имеет оснований, необходимо её отвергнуть. Можно просто сказать: «Вашу критику в мой адрес я не принимаю. Я не узнаю в обвинении своих поступков (качеств, действий)».
- Учите ребёнка отстраняться от ощущений, связанных с критикой, как с обоснованной, так и с необоснованной. Важно сделать вывод и идти дальше.
Прежде чем сделать критическое замечание, подумайте, нельзя ли без него обойтись. И если есть хоть малейшее сомнение, нужно отказаться от критики. Чрезмерное её количество может выработать у ребёнка уверенность в том, что вам всё равно ничего не понравится. Нередко в таких случаях дети перестают воспринимать критику, могут даже начать грубить, демонстрируя защитную реакцию. И это неудивительно. Ведь, критикуя ребёнка, мы и сами ждём от него реакции.
Подготовлено по материалам сети Интернет.