В данной теме поговорим о тех чувствах, которые развиваются у детей раннего возраста в первую очередь. В будущем любому ребёнку предстоит жить в обществе, среди других людей и взаимодействовать друг с другом практически каждую минуту. Каким будет это взаимодействие – успешным или не очень, станет ли ребёнок счастливым или будет чувствовать себя одиноким среди окружающих? Ответы на эти вопросы кроются в раннем возрасте малыша и зависят от того, научили ли его взрослые различать собственные чувства и чувства других людей.
Маленьким детям свойствен эгоцентризм. Каждый родитель с рождения носит своего малыша на ручках, кормят его, и полностью обеспечивают его комфорт. Малыш привыкает и думает, что так будет всегда. Он растёт, а его требования остаются такими же: принеси, подай, сделай ты, собери и т.д. Откуда же ребёнку знать о том, что мама с папой тоже устают, у них тоже может быть плохое самочувствие? Эти важные объяснения должны давать родители начиная с первого-второго года жизни малыша.
Одним из первых чувств у маленьких детей формируется эмпатия – способность к сопереживанию и сочувствию – уже с первого года жизни. В раннем возрасте она носит глобальный характер, ведь малыш ещё не отделяет себя от окружающих и реагирует на произошедшее с другим человеком как на событие, произошедшее лично с ним. В двух-трёхлетнем возрасте эмпатия проявляется в том, что ребёнок уже может утешить плачущего – гладит по голове, обнимает.
Важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребёнка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, позже формируется совесть и умение любить.
К трём годам дети эмоционально реагируют на звучащую музыку, различают грустную и весёлую мелодии. Всё красивое вызывает у них радость и восторг. Стоит обращать внимание ребёнка на красивый пейзаж, красоту природы, приятную музыку. Отсутствие у ребёнка эстетических чувств может привести к неспособности в будущем обрести внутреннюю гармонию, выстроить полноценные отношения с окружающим миром, наслаждаться его культурными и духовными ценностями.
В раннем возрасте начинается формирование чувства гордости за свои достижения и закрепляется в ребёнке в первую очередь с помощью родительского одобрения и похвалы. В дальнейшем из него вырастает чувство самоуважения и собственного достоинства. Ребёнок, которого очень редко хвалили, не подбадривали, не поощряли, часто будет довольствоваться самым малым, будет чувствовать себя неуверенно. Если же положительная оценка действий ребёнка повторяется постоянно, то чувство гордости за себя закрепляется и становится постоянным качеством. На основе этого формируется потребность в получении положительной оценки взрослого, в стремлении поступать хорошо и, как итог, развивается чувство самоуважения и собственного достоинства.
Подготовлено по материалам сети Интернет.