«Есть у нас в городе Бороздина Любовь Ивановна – 45 лет проработала учителем физкультуры в школе № 69 (сейчас Школа №1 г. Лесного. — Прим. автора), 1 апреля у неё был юбилей – 80 лет. Хорошо бы о ней написать», – предлагает мне Инна Попова. 

Охотно соглашаюсь и, набирая скинутый номер телефона, мысленно прокручиваю варианты для встречи: редакция или напроситься домой? «Да я не публичный человек, не надо обо мне писать», – откликаются в трубку. Убеждаю, что в городе мало знают о работе школы, да и  полезно чаще пропагандировать физкультуру и спорт. «Приходите в спортзал». – «???». – «В спортзал школы. Ведь я работаю! В пятницу, детей не будет, они сейчас на каникулах».

Начало

«Замечательный человек!» – отзывается о ней охранник Сергей в холле школы. А вот и Любовь Ивановна. Идём в спортзал – через переход с зелёными растениями на 2 этаж. Зал, в зелёном и голубом цвете, кажется большим, по размерам стандартный, чистый, без трещин и потёртостей, на стенах и в части окон – стенды: «Правила безопасности», «Спортивный Лесной», «Что делать при пожаре?», «Виды спорта» и др.

 Рядом комната с тренажёрами, раздевалки, туалеты, каморка для спортинвентаря, где много нестандартного оборудования, изготовленного руками хозяйки спортзала. На столиках – фотоальбомы на каждый класс, где запечатлены ею все спортивные праздники, походы. Откроем секрет, есть у неё и воспитанники, добившиеся больших успехов в спорте. Эти результаты – итог совместного труда учителей и тренеров, проявленного характера и упорства самих ребят.

– В школу 69 я пришла в 1977 году, – начинает рассказ Любовь Ивановна. – Завгороно Савин: «Знаете, кто там учится?» – «Кто-то же должен с ними работать». До этого я, жена военнослужащего, работала в разных школах, но с такими детьми не была связана. У меня 2 диплома, учителя начальной школы и учителя физкультуры. Муж был офицер, Свердловск-45 – его 13-е место службы. Энгельс, Магнитогорск, Берёзовский, Аргаяш, Акуля, Кыштым – там я даже директором ДЮСШ работала. Это всё Челябинская область, Уральский военный округ. Я ездила на работу в город за 6-12 км, ходила пешком по 3-5 км. Вот такая, на колёсах, жизнь. Здесь 3 месяца жили на Ису, муж каждый день ездил на работу в город и обратно. Месяц мы жили в гостинице у вахты. С дочкой-третьеклассницей я занималась сама. Потом мне всё это надоело, я написала в армию, в Москву, и нам от части дали квартиру, а поскольку жаловались, то на 35-м.

Параллельно в двух школах

В школе 69 не было полной ставки, и Бороздину определили учителем физкультуры ещё и в школу-интернат. Учителем начальных классов она работала на замене. Постоянно проходила курсы повышения квалификации – жизнь на колёсах, кто знает, где окажешься завтра.

Четыре года Любовь Ивановна вела уроки в двух школах: 12 часов здесь – 8 там. Июлия Ивановна Брылякова, будучи старшим воспитателем, вела физкультуру в начальных классах интерната, а Бороздина – в старших – 5-8-х классах. Когда уроки музыки и физкультуры в начальных классах отдали предметникам, у Бороздиной часов прибавилось. И времени на дочь, которая училась в школе 67, стало не хватать.

– Я её заплету, а волосы длинные, по пояс были, – вспоминает Любовь Ивановна. – Поставлю кастрюлю, в неё – будильник, завтрак разогрею и уезжаю. К подъёму детей в интернате в 7.15 я должна быть там, а до него ещё добраться надо. Будильник заскачет в кастрюле – доча просыпается. Вот так я 4 года работала. Школой-интернатом руководил Николай Иванович Ерин, участник войны, душа-человек и от Бога преподаватель, Муза Михайловна Зудина – завуч. Дети там во многих семьях: брат учится в 69-й, сестра – в 63-й. Была в интернате и санаторная школа, где находились ребята с положительной реакцией манту. Дома меня почти не видели – я работала. Не знаю, как муж меня терпел. И вот я стала полностью работать в одной школе 69.

Особенности работы

Что сразу бросилось в глаза при работе здесь? Я начинаю говорить терминологией: «Упор присев принять!» Дети смотрят на меня, и ни один ребёнок не делает. Только с показа. А та категория детей – в первые мои 13 лет работы – была значительно легче, чем сегодня. Тогда в классе было, например, 3 инвалида – сейчас единицы не инвалиды. Появились плохо говорящие. Наполняемость классов стала значительно ниже – 4-9 человек. В двух классах учителю приданы тьюторы, которые помогают заниматься с детьми на уроках, водят их в туалет, помогают одеваться, раздеваться, учат есть. Аутисты появились, а раньше мы о них и не слыхали. И очень много неговорящих.

У нас для детей организовано бесплатное питание. Горячий обед – 1-е, 2-е, 3-е, полдник – 2-е и выпечка, йогурты или фрукты. Для учителей привозят в термосах то же самое, но платно. Мы оказываем большую помощь родителям. Все классы охвачены продлённым днём, до 18.00. Проводятся разнообразные мероприятия, дети ходят в ЦДТ, ДХШ, музей, библиотеки. Если ребёнок не может пойти с классом на экскурсию или занятие, он остаётся у меня. Спортзал во второй половине дня пустым не бывает.

Нестандартное оборудование — своими руками

Много вспомогательного материала для уроков физкультуры Любовь Ивановна изготовила сама. Вот, например, теннисные шарики, обклеенные кусочками липучей ленты, их дети кидают в приспособление на стене. С детьми из класса «а» она занимаемся так же, как в обычных школах, прыжками в высоту и длину, упражнениями со скакалкой и мячами. Но если в массовой школе дети играют в пионербол, то здесь по правилам играть не могут.

– Порой трудно научить «В вышибалы». Они бегут на мяч! Вот почему я придумала это нестандартное оборудование, которое у меня есть, – рассказывает Любовь Ивановна. – Эти бочонки из «киндер-сюрпризов» я рассыпаю малышам по залу – кто быстрее соберёт? Коврики, по которым дети ходят. Вот на липучках лучики от солнца, их надо к нему присоединить. Домики, зайчики – прошнуровать в отверстия. Это лыжи с поверхностью из линолеума, на них мы ходим по залу. Мячики для бросания из ваты и меха. На макетах отрабатываем виды застёжек: на кнопках, пуговицах, липучках, шнуровку. Это барьерчики для перешагивания. Клюшки для хоккея – обшиты мехом. «Снежки» – из синтепона.

Представляя нестандартное оборудование по физической культуре для работы с детьми-инвалидами на Всероссийском конкурсе, Л.Бороздина стала победителем национальной премии в области образования «Элита Российского образования» (2018 год). Любовь Ивановна – постоянный участник обучающих семинаров, профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, Ветеран труда, обладатель Почётной грамоты Министерства народного образования РСФСР, значка ЦК ВЛКСМ «Лучший пионерский вожатый», представитель поколения «Дети войны».

Родители

Родилась Любаша в деревне Бар-Мельница Макарьевского сельсовета Котельничского района Кировской области в семье Ивана Константиновича и Таисии Ивановны Краевых 1 апреля 1942 года, на 40-й день после ухода отца на фронт.

Иван Константинович на войне был дважды ранен и победу встретил в госпитале на Украине. Был награждён орденом Славы, орденом Отечественной войны, а также юбилейными медалями.

– Я из семьи, где 9 детей, – говорит Любовь Ивановна, – и на глазах её выступают слёзы. – Спасибо родителям, что нас подняли. В войну в семье уже четверо детей было, я совсем грудная. Отец работал трактористом в колхозе, у него была бронь. Но в 1942 году стали брать на войну всех, и его взяли тоже.

После 1945 года, когда отец вернулся с фронта, в семье родилось ещё 5 детей – все сёстры. Последнюю мама родила в 45 лет. И всех – дома. Дом стоял на берегу реки, которая весной широко разливалась, и не было возможности добраться до больницы. Почти все родились в марте-апреле. Мама после меня родила Тоню, и я помню, как она перерезала пуповину серпом. Такая жизнь была. Из 9 детей все окончили 10 классов, семеро получили высшее образование, одна сестра окончила техникум и одна – ГПТУ при заводе.

Послевоенные годы: голод и труд

Тяжко жили в деревне – голод, нужда и труд с раннего детства. Красить, малярить, штукатурить… я всё могу.

С 7 класса помогала маме в колхозном телятнике, даже трудовой стаж с этого времени идёт, а с 4 класса работала с женщинами на лошади – помогала конюхам.

Работа, работа, работа. Будучи уже взрослым человеком, однажды задумалась: «А когда мама спала?» Мы ложились – она ходила, мы вставали – она на ногах.

Мама хлеб испечёт, кашу-повалиху приготовит (ржаная мука, молоко и вода), мы поели и пошли в школу за 5 км от села. Боялись волков – они стадами ходили, даже по крышам домов. В школу мы шли группами по 10-12 человек, по краям парни с факелами, а мы, мелкие, посередине. Людей мы не боялись. В деревнях и замков-то не было, вичка (палочка) в дверях – и всё, никто ни у кого не брал. Из детских игр №1 была лапта, из 2 деревень ребятня собиралась, вместо бит – палки, мячи делали из коровьей шерсти. В «прятки» играли, «чижик-пыжик», «чику».

Огород нас всех кормил, при всех послевоенных налогах на мясо, молоко, яйца, помню – 300 литров молока надо было сдать государству, и не смотрели, сколько детей. Мы всегда хотели есть. Весной ходили на поле – выкапывали мёрзлую картошку и пекли из неё лепёшки. По вечерам собирали колоски, хотя и не разрешали. Не хватало на хлеб. Летом в 5 утра мама будит: «Ребёнки, вставайте, сходите за земляникой». Идём за 5 км, по ведру несём. Разбирали у нас землянику. Стаканчиками по 10 копеек продадим, накупим хлеба, а булки большие – по 2 кг, в мешки чрез плечо, две тут – две тут, и домой шагаем. Грибы собирали, — у нас бочка стояла, с меня ростом, широкая, не обнять, — солили их и сдавали, грибную муку, она очень ценилась. Летом ивовую кору срезали, сушили и сдавали, её применяли в выделке шкур. Зимой в каникулы собирали еловые и сосновые шишки. Мешками сдавали в лесхоз.

За обучение в 8-10 классах старшего брата Леонида и сестры Анна нужно было заплатить по 250 рублей в год. А где деньги взять? В колхозе за трудодни палочки ставили, но то сеном выдавали, то ещё чем. Вот так мы наличные и собирали. Учебники мало покупали – они переходили от брата к сестре. Очень выручала школьная форма. Мама шила, вязала, да и девчонок много в семье (2 брата, 7 сестёр). Братья в 6-7 классе уже сели за трактор, за комбайн. Всё лето работали. Позже один брат высшее военное училище  окончил, второй – политехнический институт, с машинами всё связано. Обоих уже нет в живых.

Родители прожили вместе 56-57 лет, лет двадцать, как их нет с нами, отец умер в 78 лет 24 мая, а мама – 28 февраля, на год его не пережила. Рядышком и похоронены они, там, где и прожили всю свою жизнь. Ездили мы на родину лет 5 назад, 15 деревень там как будто никогда и не было, поля не сеются, трава выше человеческого роста, ничего кругом, тополя стоят только…

Учёба

После окончания 10-го класса Макарьевской средней школы в 1960 году Люба вместе с двумя подружками из класса поступила в педучилище г. Омутнинска Кировской области, а Саратовский пединститут (отделение физвоспитания) окончила, уже будучи взрослым человеком, – дочери было 3 года. Учителей в школах тогда не хватало, со
2 курса педучилища 3 группы расформировали и отправили работать на село.

– Второй курс я оканчивала заочно, работая старшей пионервожатой и учителем физкультуры, – продолжает Любовь Бороздина – Когда я ещё училась в школе, начала заниматься спортивной гимнастикой, в педучилище продолжила, а потом перешла на лыжи – сил не хватало, из стипендии в 18 рублей 5 рублей платила за квартиру, помощи из дому не было.

Наоборот, сама помогала, когда стала работать, перевела в свою школу и взяла к себе на съемную квартиру сначала одну младшую сестру, потом – другую. Разница в возрасте с первыми учениками была год. Парни стоят здоровенные. И перед ними – Любовь Ивановна, худенькая, щупленькая, тем более еще занималась спортивной гимнастикой.

Замужество

С мужем Николаем Любовь Бороздина познакомилась на танцах. Он уже был после военного училища, лейтенант, приехал в отпуск домой в село Спасское Котельничского района.

– Два года у нас разница, через 3 года после знакомства, мне было 24, я вышла за него замуж. В феврале, в субботу вечером пошли в сельсовет, подали заявление, через 3 дня расписались и уехали (в связи с переводом мужа к новому месту службы расчёт производился в течение суток). Даже в Кыштыме, где я работала директором ДЮСШ. А вот с Энгельса в Кыштым мне уезжать не хотелось, мы жили в благоустроенной 2-комнатной квартире, я только закончила ремонт. Но случилась реорганизация военного училища, где работал муж. Пришлось переезжать. Ноябрь на дворе. Дом в Кыштыме – колонка с водой на улице. Пилили сухостой, чтобы печку затопить, 2 печки были, но углы в доме всё равно промерзали. Татьяну укладывала спать в шерстяных носках и тёплой кофте. На уроках она сидит у меня в школе, ждёт, обратно до завода едем автобусом, потом 6 км идём пешком, сажу её на плечи – поехали! Лес, тайга. Дикая тайга.

Пионерские лагеря

Всю жизнь Любовь Ивановна работала в пионерских лагерях – сначала в Кировской области, с 1978 года – в «Солнышке» («Синяя Птица») по 2-3 смены, в каждую смену там отдыхало по 720 детей, в «Звёздочке» (в интернате – для детей 1-6 классов, это считался загородный лагерь), ещё и сторожем там была, ночевала в раздевалке спортзала. Про ответственность никогда не забывала. Чувствуется в Бороздиной военная косточка, суровость и внутренняя доброта, идущая из мудрости и понимания сложностей жизни.

– Наверно, от мужа осталось, – улыбаясь, говорит она. – Он же военным был. Кочевая жизнь нас закалила: не пищать, не хныкать! И родители нас так учили. Они мудрые были, мы их всегда слушались. Никогда такого не было, чтобы мы против матери или отца пошли. Сказали нам – всё, значит, это надо делать. Когда я пришла в школу, состояла в партии (25 лет, пока она не распалась). У меня было партийное поручение: на территории школы я на общественных началах работала дворником. С 1977 года, более 30 лет, пока милиция не стала полицией, была внештатным сотрудником детской комнаты милиции, ходила в рейды по квартирам, подъездам. Работала внештатным сотрудником по охране детства – по трудным и опекаемым детям.

Помочь ребёнку в школе сходить в туалет, помыться, поменять запачканную одежду, а то и постирать – и это Любовь Ивановну никогда не затрудняло. Всегда помогает при ремонте школы, а ещё у неё 2 огорода, 4 теплицы. Взрослая дочь Татьяна работает на комбинате. 2 внука, Дмитрий работает в медсанчасти, а Денис учится в Екатеринбурге.

«Не хотели перейти в другую школу, там ведь соревнования, успехи воспитанников?» — спрашиваю я. Отвечает: «Нет. Меня в 67 школу приглашали 2 раза. Надо ж кому-то и с этими детьми работать. У меня ученики и сильные есть. Вот прыжки в высоту мы только закончили. Два 8-класника прыгнули 130 см. Это высоко. Другие — 120, 115, в силу своих возможностей. Просят, ой, подождите не записывайте, я пересдам. Меня дети любят… Вырастают – приходят высокие такие, обнимают, благодарят. У меня в этом году три в одном: мне – 80 лет, 60 лет – педстажа, 45 лет – в школе 69.

Жанна Козлова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы № 1 города Лесного:

– Любовь Ивановна Бороздина в педагогической отрасли работает 60 лет, это такой срок, что кому говоришь – не верят: 60 лет продержаться ас в педагогике и оставаться таким же бодрым, энтузиастом, с нескончаемым запалом энергии, 45 лет она работает у нас в школе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, с умственной отсталостью, – это очень сложно. Но у Любови Ивановны всё получается. Она у нас как батарейка энерджайзер. Очень грамотная, профессиональная. На протяжении всего педагогического периода она постоянно повышает свою квалификацию.
2 года назад она участвовала во Всероссийском конкурсе, представляя нетрадиционное оборудование по физической культуре для работы с детьми-инвалидами. Её работа была удостоена золотой медали. Такими педагогами можно только гордиться и на них равняться.

Фотоавтора и из личного архива Л.Бороздиной
Предыдущая статьяБыль Чернобыля
Следующая статьяТяжёлая атлетика

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя