Жалобы на перевозчика поступают в администрацию Лесного, редакцию «Вестника» и городские паблики на регулярной основе. Некоторые водители «Авто-Плюса», как и раньше, могут себе позволить прокатиться без остановок, уехать раньше расписания или вообще не приехать, нахамить, поговорить по телефону и так далее. А главный вопрос с проездными билетами до сих пор «висит» в воздухе.
Диспетчер «Авто-Плюса» быстро поставила точку в данном вопросе:
– Проездных не будет. Никаких – ни детских, ни взрослых, – заявила девушка-диспетчер.
А, собственно, почему? Конечно, некоторые лесничане возмущены данным вопросом. Как говорил классик, а давайте разберёмся?
Когда «пропали» проездные?
В начале 2023 года, когда со стороны администрации Лесного, выступающей заказчиком в муниципальном контракте на пассажирские перевозки, в адрес ООО «Авто-Плюс» направлены первые серьёзные претензии о качестве исполнения контракта, из постоянного пользования исчезли проездные билеты.
Бытует мнение, что таким образом, через народные волнения, перевозчик решил повлиять на «излишнюю строгость» заказчика. Этот план не сработал, «Авто-Плюс» «схлопотал» штраф за неисполнение договорных обязательств, обиделся и совсем отменил проездные билеты. Но это не точно.
Диспетчер компании-перевозчика вообще сообщила, что, оказывается, виновата администрация Лесного, не заключившая специальный договор на проездные, ведь муниципальным контрактом и не предусмотрена обязанность перевозчика реализовывать проездные билеты на месяц, а ранее – это была «благотворительная» акция со стороны руководства «Авто-Плюса».
А где рентабельность, я спрашиваю?
Продажа проездных билетов лесничанам невыгодна для «Авто-Плюса».
В нашем городе пассажирские перевозки осуществляются в соответствии с тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Стоимость проезда в Лесном – 23 рубля.
Если бы тариф был нерегулируемым, то есть цену назначал перевозчик, проезд стоил бы, например, 32 рубля, как в Екатеринбурге, то часть из этих денег могла бы пойти на субсидирование тех же проездных билетов.
Вообще, средняя рыночная стоимость проезда на общественном транспорте в городах области составляет 31-35 рублей. А в рамках муниципального контракта – 23 рубля. И городская администрация «доплачивает» разницу в ценах перевозчику за выполненные маршруты. А эти 23 рубля – уходят «в карман» «Авто-Плюса».
Все городские общественные маршруты – социально направленные, и муниципалитет не будет намеренно завышать стоимость проезда. Что случится, если самый популярный, удобный и короткий маршрут № 6 подорожает, скажем, до 32 рублей? А маршрут № 19 – до 80 рублей? Ведь между Таёжным, Чащавитой и Лесным достаточно внушительные расстояния, расходы на которые перевозчик может «заложить» в стоимость проезда.
По логике перевозчика получается, что на проездные «не хватает» потому, что 23 рубля – это мало.
И ещё несколько фактов…
В некоторых моментах «Авто-Плюсу» на самом деле невыгодно продавать проездные билеты тем же… школьникам. Почему?
Всё просто. Транспортной компании компенсируется проезд до школы и обратно. При этом дети могут ездить за счёт проездного не только по пути в образовательное учреждение, но и по всему городу. А бабушки – по подружкам, поликлиникам и садам… Так получается?
Кстати, в Управлении социальной политики Лесного нам сообщили, что с начала года за справкой о статусе ребёнка, как члена многодетной семьи, обратились всего на (!) 139 детей… из более чем трёх тысяч юных лесничан. И сколько из этой сотни дошло до кассы «Авто-Плюса» – не известно.
Детям-сиротам проездные тоже не положены – так посчитали в «Авто-Плюсе» – Управление образования Лесного получило отказ на запрос о предоставлении проездных билетов этой категории населения. Но известно, что существует возможность компенсировать стоимость проезда по маршруту «дом – школа – дом» детям-сиротам.
Социальная карта
Существует Единая социальная карта – ЕКАРТА, которая может работать как проездной билет, при этом срок использования ограничен указанным периодом, или как электронный кошелёк – сколько поездок совершил, за столько и списывается с баланса карты.
Но есть несколько «НО». Во-первых, ЕКАРТА действует далеко не во всех городах области. Помимо Екатеринбурга, только в Берёзовском, Верхней Пышме, Первоуральске, Краснотурьинске, Среднеуральске, Нижнем Тагиле, Ревде, Сысерти и пгт. Шаля.
Во-вторых, стоимость одного проезда по ЕКАРТЕ – 31 рубль, что существенно выше цены автобусного билета в Лесном. Даже с учётом акций, скидок и «оптовых» покупок.
В-третьих, карта действует как проездной билет только в тех городах, где с перевозчиками заключено соглашение.
А нужен ли этот проездной?
Закончить статью хотелось бы одной печальной историей.
«Водитель автобуса на маршруте № 9 посадил ребёнка на остановке по улице Васильева. Ребёнок должен был выйти у «Факела» и пойти на тренировку, но до секции сын не доехал…. Автобус проехал полгорода, не останавливаясь. При том, что ребёнок стоял в дверях, – пишет нам отец 10-летнего мальчика. – «Вина» сына, как я думаю, состояла в том, что он не нажимал кнопку сигнала остановки. В итоге водитель увёз ребёнка на 62-й квартал. К слову, сын никогда не был в том районе. Около часа блуждал, пока не вышел на более знакомую улицу Белинского. До секции ребёнок так и не дошёл, потопал пешком домой на Васильева. Пришёл, конечно, напуганный и насквозь мокрый».
Так ли нужен этот проездной, когда водитель может просто забыть ребёнка в автобусе и «с ветерком» без остановок прокатить дитятю до известного только одному шофёру пункта назначения?