С 1 января 2012 года вступил в силу Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.).
Какими причинами обусловлено его принятие, какой он – новый закон, каковы его ведущие положения? Об этом и ещё о многом другом, касающемся этого документа, наше интервью с начальником Центральной медико-санитарной части № 91 Сергеем ХРЕБТОВЫМ.
– Хочу начать разговор с того, что закон прорабатывался очень долго. Наше знакомство с ним (я имею в виду медиков) состоялось ещё в ноябре. Были тезисно разъяснены некоторые ключевые моменты и акты. В законе отражены многие детали, которые присутствовали в подобных основополагающих документах ещё в советские времена. Но принятие его, тем не менее, приведёт к утверждению ещё около ста новых подзаконных актов. И это важно. Должен сказать, что по большому счёту очень многие разрозненные акты объединены теперь законодательно в единое целое.
– Сергей Дмитриевич, правда ли, что новую трактовку обрели привычные понятия: «пациент», «здоровье», «медицинское вмешательство»?
– Первая новелла закона как раз вводит трактовку озвученных Вами понятий и ещё таких, как «медицинская помощь», «лечащий врач», «охрана здоровья граждан», других. Например, понятие «пациент» определяется как «физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи, независимо от наличия у него заболевания и от его состояния». Ранее так демократично это понятие не трактовалось. Более подробно и, я бы сказал, социально направленно, в пользу граждан, трактуются и другие медицинские термины.
– В предварительных обсуждениях закона в центральных СМИ речь шла о том, что он ещё раз подтвердит ответственность работодателя за здоровье человека, личную ответственность гражданина, а не только прямую ответственность врача. Об основных принципах закона, каковы они?
– Вторая новелла закона – это как раз расширение и раскрытие содержания принципов охраны здоровья человека. А они таковы: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны.
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путём соблюдения этических и гуманных норм, оказания медицинской помощи с учётом физического состояния пациента, обеспечения ухода и др. Доступность же медицинской помощи и качество обеспечиваются организацией оказания медпомощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы и обучения, наличием необходимого контингента медицинских работников и уровня их квалификации, возможностью выбора медицинской организации и врача, предоставлением гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.
– Статья о выборе пациентом врача и медицинской организации – это новая статья?
– Да, новая. Гражданин, согласно этой статье закона, имеет право на выбор медицинской организации и лечащего врача, но, во-первых, с учётом согласия врача, во-вторых, выбрать можно только врача-педиатра, в том числе – участкового, и врача-терапевта, в том числе – участкового. В третьих, выбор медицинской организации и врача можно осуществить не чаще, чем один раз в год. Кроме того, право выбора привязано к программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и действует только в рамках этой программы.
– Действительно ли сделан важный акцент на сохранение врачебной тайны? И о других новшествах закона, пожалуйста.
– В статье о соблюдении врачебной тайны новым является неразглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе и после смерти человека. Расширен перечень ситуаций, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия больного: по запросу органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания; в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, если вред его здоровью причинён в результате противоправных действий; в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; при обмене информацией между медицинскими организациями.
Новой является статья о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи и оплаты этой медпомощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также экстренной медицинской помощи.
По-новому звучит и определение видов медицинской помощи и её форм. Экстренная – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состоянии, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни; неотложная – те же условия, но нет признаков угрозы для жизни; плановая – когда нет угрозы для жизни, нет показаний для экстренной и неотложной медицинской помощи, и отложенность оказания медпомощи на определённое время не повлечёт за собой ухудшение состояния пациента, угрозу для его жизни, здоровья.
– Вернёмся ко второму вопросу: разумеется, закон коснулся и обязанностей граждан в сфере собственного здоровья?
– И очень серьёзно. Гражданин обязан заботиться о состоянии своего здоровья; гражданин обязан проходить медицинские осмотры, предусмотренные законодательством РФ; гражданин, страдающий заболеваниями, опасными для окружающих, обязан проходить медицинское обследование и лечение; граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определённый на период временной нетрудоспособности, и правила поведения пациентов в медицинских учреждениях.
– Что касается временной нетрудоспособности?
– Статья о временной нетрудоспособности тоже изложена по-новому. Лечащему врачу разрешено единолично выдавать листы нетрудоспособности на срок до 15 дней, а не до 30, как было ранее; врачебной комиссии разрешено продлять больничный лист не более чем на 15 дней; длительные сроки лечения – до 10 месяцев – разрешены при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе. При туберкулёзе, как и было, разрешено продление листа нетрудоспособности до 12 месяцев.
– С чем связана такая жёсткость в формулировках и сроках продления больничного листа?
– Рационального объяснения я дать не могу, возможно, поставлена задача осуществлять более жёсткий контроль за сроками и качеством лечения.
— А что говорит закон об ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья?
– Что право на охрану здоровья граждан обеспечивается: охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, быта, отдыха, воспитанием и обучением граждан, предоставлением и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
– Об ответственности работодателя?
– Закон требует от работодателя заботиться о состоянии здоровья своих работников, регулярно проводить медицинские осмотры персонала, оказывать посильную помощь в получении санаторно-курортного лечения.
– Меняет ли закон что-то в системе бесплатной медицинской помощи?
– Замечу, настоящий федеральный закон – не о здравоохранении, а об основах охраны здоровья граждан. И право любого гражданина на бесплатную медицинскую помощь, согласно государственным гарантиям, остаётся в силе. Ежегодно утверждается государственная программа, формируется региональный бюджет. И стандартно планируемое число посещений пациентами медучреждений меняется мало.
Правда, в этом году в рамках программы обязательного медицинского страхования мы заявляли 490 000 амбулаторно-поликлинических посещений для жителей города, но Минздрав Свердловской области нам утвердил только 450 000 посещений. Будем как-то выживать на этом этапе, искать статьи экономии, доказывать необходимость дополнительного финансирования. Тем более, что у нас и обширные хозяйственные планы: мы готовим проект по ремонту одного из зданий и переоборудованию его в современную ВИЧ-лабораторию, ведётся работа по плану реконструкции отделения реанимации, требуют косметического ремонта все, по сути, подразделения ЦМСЧ, две трети оборудования морально устарели, а это – десятки миллионов рублей. Как внедрять новые медицинские технологии с такой устаревшей технической базой?
– В общем, очень важно, чтобы закон не стал пустой декларацией?
– Ну, конечно же. Он уже очень многое делает: конкретизирует моменты, которые были расплывчато представлены в предыдущих законодательных актах и документах, подробно разъясняет термины, что не допустит неправильного их понимания и применения, чётко разграничивает ответственность за здоровье людей (ответственность медиков, организаций, органов, самих граждан), и что очень важно: закон имеет более ярко выраженную социальную направленность. Приоритет отдан правам пациента.
Ещё будут издаваться подзаконные нормативные акты, уточняющие порядок применения закона. Но в одном мы, медики, солидарны: новый закон – это движение вперёд. И при соответствующем финансовом наполнении он мог бы многое изменить к лучшему в нашей системе здравоохранения.