Проблема бранных слов у ребёнка начинается примерно в три-четыре года. В этом возрасте, как мы уже говорили, малыш часто и охотно употребляет слова, смысла которых он может и не понимать, но звучание или интонация произносимого ему нравится.
Согласитесь, многие бранные слова весьма звучны, несут в себе эмоциональный заряд, то есть произносятся «с чувством», и поэтому достаточно легко запоминаются. Если же ребёнок знает, что произносимые слова являются «плохими», ругательными, но всё равно продолжает их повторять, то к этому следует подойти серьёзней и постараться определить причину.
Ругательства как способ привлечь внимание
Каждый ребёнок нуждается в достаточном количестве родительского тепла, заботы и внимания. Часто бывает, что родители заняты своими проблемами, круглыми сутками находятся на работе и недостаточно внимания уделяют своему любимому чаду. Заметив же, что «плохое» слово способно быстро привлечь к нему интерес, ребёнок может начать пользоваться этим постоянно. В таком случае единственным действенным средством отучить ребёнка ругаться будет проявление достаточного количества внимания к его переживаниям, поддержка, одобрение и, конечно же, ласка и любовь!
Попытка самоутверждения
Случается и такое, что родители начинают буквально контролировать каждый шаг ребёнка, стараясь уберечь его от различных неприятностей и привить ему нужные навыки. Родительские советы заменяются категоричными указаниями – делай то, делай это, надень эту рубашку, читай эту книгу. Ребёнок начинает сопротивляться такому отношению к себе.
Это может проявиться в появлении «плохих» слов в его высказываниях. Таким образом, ребенок пытается самоутвердиться. Чтобы этого избежать, нужно стараться не перегибать палку с категоричностью и не заменять советы – приказами.
Другие причины ругательств
Бывает, что ругательства появляются в речи ребёнка как реакция на проблемы в семье: размолвку родителей, появление нового члена семьи – братика или сестрёнки, просто отказ родителей в покупке желанной игрушки.
Употребление «плохих» слов может быть и попыткой адаптироваться в уже сложившемся коллективе ребят, часто более старшего возраста. Это может случиться после смены места жительства, школы – пытаясь не быть «белой вороной», ребёнок начинает подражать принятым в новом коллективе «правилам», в том числе и манере разговора.
Ближе к школьному возрасту ребёнок может начать использовать бранные слова во взаимодействиях с окружающими, в конфликтных ситуациях, когда явно выражено физическое превосходство противника, когда он пытается установить свое главенство. Также стоит обратить внимание, что очень часто причиной употребления детьми ненормативной лексики является желание казаться взрослее и самостоятельнее.
Самое главное, ребёнок должен понимать, что «плохие» слова и выражения недопустимы в обществе, в разговоре не все слова можно использовать и нужно учиться выражать свои эмоции и протесты другими, гораздо более приемлемыми способами.