Специалисты в сфере детского развития считают, что секрет взаимопонимания с ребёнком заключается в правильных формулировках.
Детские психологи утверждают, что просьбы, начинающиеся с предлога «не» или слова «нельзя», детьми воспринимаются очень тяжело. Всё дело в том, что маленькому ребёнку приходится заниматься двойной переработкой информации. То есть, когда произносится фраза «нельзя делать», ребёнок усваивает её и ждёт продолжения фразы о том, что делать можно, а его не следует, поэтому все запреты необходимо излагать в положительном ключе. Рассмотрим фразы, которые наиболее часто приходится использовать родителям, в правильной и неправильной интерпретациях.
– Говори, пожалуйста, чуть тише (не кричи).
Ребёнок может не слышать себя со стороны и не знать, что говорит громко. Порой ему достаточно просто рассказать об этом.
– Эта вещь предназначена для другого (не трогай).
Как правило, эту фразу произносят для того, чтобы оградить свои личные вещи или уберечь ребёнка от негативного воздействия предмета. В первом случае ребёнок не поймёт, почему мама берёт карандаш в руки, а ему нельзя этого делать, во втором случае ребёнок не послушает, потому что кружка для него – это один предмет, не важно, холодная она или горячая.
– Скажи правду, это же так просто (не ври).
Фраза «не ври» звучит немного угрожающе и абсолютно непонятно, поэтому ребёнок будет ждать её продолжения. А если продолжения не последует, то он так и не поймёт, что произойдёт, если он всё-таки обманет.
– Ты же у меня красивый? (Не пачкайся).
Ребёнок ещё не видит разницы между чистой и грязной одеждой. Делая обычное дело, играя в песочнице, например, он может быть неловким и делать всё неаккуратно, потому что увлечён процессом. Если объяснить ему всё спокойно, то в следующий раз он будет очень стараться, чтобы не расстроить маму, которая им гордится!
– Только маленькие дети разбрасывают игрушки, а ты взрослый (не разбрасывай игрушки).
Ребёнок стремится копировать взрослых, а взрослых никто не может ругать, им всё объясняют спокойно.
– Ты же у меня очень умный, как ты можешь так делать? (Не глупи).
Ребёнок может решить, что он глупый, ещё даже не зная подлинного значения этого слова, зато в более взрослом возрасте это может перерасти в комплекс.
– Для нас с папой очень важно твоё мнение, но сейчас мы обсуждаем скучную работу (не суйся не в своё дело).
Ребёнка может оскорбить то, что с ним не считаются, и он будет продолжать вмешиваться. Зато он быстро потеряет к вам интерес, если услышит скучные взрослые слова.
– А ты бы сейчас уже мог смотреть мультфильм (не спорь).
Бесполезно спорить с взрослым человеком, который вас не понимает, точно так же бесполезно спорить с ребёнком. Лучше укажите, сколько времени он теряет на споры, а мог бы уже давно сделать то, о чём его просят, и смотреть мультфильм!
– Давай мы посмотрим, что тут можно сделать (не ной).
Если ребёнок чем-то расстроен или испытывает физический дискомфорт – дайте ему возможность рассказать вам об этом. Сам того не зная, он хочет, чтобы его пожалели, а если не достигает цели, то лишь утраивает усилия.
Важно помнить, что для детей родители – это не просто мама и папа, а главные люди в жизни, от которых ребёнок ждёт защиты, помощи, советов, но никак не унижений и критики. Поэтому родители должны исключить из общения с детьми фразы, которые могут ранить, и сильно обидеть ребёнка. Чтобы ни случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю. Давай разберёмся вместе!»
Подготовлено по материалам сети Интернет.