Нередко можно наблюдать такую картину: ребёнок на прогулке или в общественном транспорте бойко общается, рассказывает стихи, но стоит взрослым, чаще всего случайным свидетелям, обратить на него внимание, что-то сказать или спросить, как его зовут, как малыш резко меняется, замолкает, его запал пропадает, и он тут же жмётся к родителям.
Взрослые недоумевают, отчего это? Ведь только что никого не стеснялся!
Стеснительность может быть просто реакцией на внезапную ситуацию, особенностью возраста или устойчивой чертой личности.
У каждого возраста свои особенности. Стеснительность чаще проявляется в дошкольном возрасте. В этот период жизни вокруг ребёнка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребёнок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть или даже просто представиться перед группой.
Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать своему чаду, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребёнка в общество.
Стеснительного малыша стоит чаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Видя вокруг себя много чужих людей, ребёнок со временем привыкнет и поймёт, что они не несут для него угрозы, и стеснительность постепенно уйдёт.
Если в садике ребёнок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу или самостоятельной проблемой. В первом случае всё нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его. Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребёнок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется, поэтому и проблемы никакой нет.
И всё же, если хочется, чтобы ребёнок был более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи.
Не нужно внушать ребёнку, что стесняться – плохо и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он ещё больше замыкается.
Нужно принять стеснительность ребёнка как данность и перестать пытаться ежедневно влиять на его характер, переделать. Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так.
Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребёнка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить малыша не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении и, главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться.
Будьте рядом со своим ребёнком, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится!
Подготовлено по материалам сети Интернет