Май 2014 года, сплав по р. Тура. Половодье, завалы, постоянные обносы катамарана. Стоит отличная, солнечная погода. Впереди лето, надежда на многочисленные походы. На август запланирован поход на хребет Маньпупунер. А в голове то и дело всплывают мысли о поездке в Гималаи.
Идея. Подготовка. Перелёт.
Не помню, когда появилась эта идея. Весной туда уже не успеваю, туристический сезон заканчивается, в горах начинается сезон муссонов. Но, решение принято, и первым делом куплены билеты до Катманду. В течение июня-июля все мысли и дела связаны с подготовкой похода на Мань-пупы… По возвращении с Северного Урала началась активная подготовка к предстоящему треку по Гималайским горам. Нужно решить множество вопросов: маршрут, подготовка карт, оформление визы, пермитов, TIMS. Изначально была идея дойти до горы Айленд Пик (высота 6 000 м) с дальнейшим восхождением, но без должного опыта эту идею пришлось оставить.
Одним из самых популярных маршрутов считается трек до горы Эверест. Эверест находится на северо-востоке Непала, высота горы – 8 848 метров, в повериях местного населения эта гора считается священной, непальцы называют её Сагарматха, что означает «мать всех богов». За неделю до отлёта прошла новость о том, что на Непал обрушился тайфун, который вызвал обильные снегопады. В результате буйства природы с горы Анапурна сошла мощная лавина, погибли десятки туристов. Но эти дурные вести не повлияли на нашу экспедицию. Волнительный вечер перед отъездом. Всю ночь шёл первый снег. Рано утром автобусом до Екатеринбурга, потом в аэропорт «Кольцово», и уже через 12 часов я буду ходить не по уральской, а по гималайской земле.
Первое знакомство с непальцами произошло в самолёте, который летел до Катманду. Впечатление было таким, что детей привели на детскую площадку. Непальцы всё разглядывали, что можно было покрутить, они крутили, постоянно оглядывались по сторонам, на весь отсек самолёта стоял галдёж. После взлёта все успокоились и умиротворённо летели в сторону Непала.
Спускаясь по трапу в аэропорту города Катманду, переполненные восторгом, проходим в зону таможенного контроля. Первое, что мы наблюдаем – хаос и неразбериха. Позже это будет казаться обыденным делом. На оформление визы ушло более 2 часов. При выходе из здания аэропорта всех прилетевших встречает огромная толпа таксистов, которые страстно желают подвести туриста до Тамеля. Тамель – это туристический район Катманду, где находится множество гостиниц, ресторанчиков и ларьков с сувенирами. Поездка по городу до Тамеля оставила незабываемые впечатление от быта непальцев. По-настоящему грязный, пыльный город. Преимущество на дороге у того, кто громче просигналит, светофоров нет, за полчаса попался всего лишь один дорожный знак. Поток людей и машин очень плотный. На пороге гостиницы нас встречает управляющий: «Добрый день, наконец-то вы приехали!» Конечно, это было сказано с непальским акцентом, но очень удивительно, что местные издали определяют твою национальность. После заселения была прогулка по улицам Тамеля, знакомство с местным рынком, на котором продавали всё, от картин до картошки с капустой.
Начало пути
Планы следующего дня: долететь самолетом до деревни Лукла и начать маршрут в сторону Эвереста. В 6 утра аэропорт был ещё закрыт, столпилось много людей. Кто-то, стоящий за спиной, сказал: «О, из России». Оборачиваюсь – стоят двое мужчин, мы поздоровались. Оказалось, они приметили рюкзак с эмблемой «Манарага».
Самолёт вырулил на взлётную полосу, вой винтов усилился, набираем скорость, оторвались… Летели не больше 40 минут, слева по борту наблюдали Гималайский горный массив. Острые снежные шапки стояли, как по команде «смирно», восходящее солнце заливало их приятным розовым светом. Самолёт летел чуть выше облаков, внизу простирались хребты, перевалы, речки, небольшие деревни с разноцветными крышами. И вот впереди – взлётно-посадочная полоса аэропорта деревни Лукла, самая короткая в мире, как гласит Книга рекордов Гиннесса. Главная особенность этой ВПП в том, что начинается она глубоким обрывом, а заканчивается скальной стеной. Пилоты не имеют права на ошибку. Посадка прошла успешно, все дружно выдохнули. Первые шаги после выхода из аэропорта начинаются с крутых ступенек. После двух-трёх шагов чувствуется нехватка кислорода – высота 2 840 м. Но спустя небольшое время организм привыкает. В горах важным является правильно акклиматизироваться, чтобы организм смог спокойно перенести все нагрузки и нехватку кислорода.
Следующая остановка в деревне Пхагдинг, высота 2 610 м. Тропа пролегала вдоль реки, на склонах возвышались высокие зелёные деревья с огромными кронами. Часто приходилось обгонять вереницы яков, которые не спеша шли с десятками килограммов груза. В намеченной деревне оказался в районе обеда, по пути встретились соотечественники, которые шли чуть дальше, до деревни Монжо, высота 2 840 м. Договорились с ними остановиться в лодже Summit Home. В итоге уже поздно вечером, за ужином, в гостинице встретились три группы из России. Познакомились, обсудили планы.
На следующий день, дружными рядами стали продвигаться до следующей базовой точки – деревни Намче-Базар, высота 3 440 м. Если до этого тропа шла вниз, под гору, то в этот день предстояло набрать по высоте порядка 600 метров по крутой тропе. В Намче были к четырём дня. Заселились в лодж, до конца дня отдыхали. Для правильной акклиматизации нужно провести здесь две ночи. На следующий день спланирован выход до деревни Кумджунг, в буддийский храм. Этот храм привлекает туристов тем, что в нём хранится скальп йети, «снежного человека». С виду храм был очень невзрачным. Перед входом нужно снять обувь. Внутри находилась статуя Будды, библиотека с хранящимися свитками, а в небольшом стеклянном ящике лежал скальп.
На следующий день дошли до деревни Пангбоче, высота 3 930 м. Дружно решили, что обедать будем пельменями, в непальском меню их называют «мо-мо». Но, к сожалению, хозяева не порадовали нас обедом – мо-мо были не первой свежести. Это и не удивительно, на этой высоте электричества, как и холодильников, просто нет. Пышные деревья стали очень редки, в основном невысокие кусты.
Следующая часть трека проходит вдоль голых, каменистых гор, и лишь у деревни Чукунг, высота 4 730 м, склоны начали покрываться тонким слоем снега. Деревня построена напротив горы Ама-Даблам, которую ещё два дня назад было видно лишь на горизонте.
Цель нашего визита в этой деревне – восхождение на гору Чукунг-Ри высотой 5 550 метров. Рекордная тогда высота далась с большим трудом, были даже мысли повернуть обратно, но сила воли плюс характер помогли подняться на гору и увидеть во всей красе Ама-Даблам.
Следующая часть маршрута была посвящена апогею всего путешествия – горе Эверест. До подножья дошли лишь к вечеру следующего дня. Ночевали в лодже на высоте 5 140 м, на улице был сильный ветер и холодно. В лодже температура была такой же, как на улице, в спальник ложились в тёплых штанах и пуховке. Рано утром, легко позавтракав, выдвинулись на гору Кала-Паттар, высотой 5 550 метров. Подъём был таким же тяжёлым, как и на гору Чукунг-Ри. Через три часа подъёма за горой Лхоцзе увидели тёмную, похожую на пирамиду вершину Эвереста! Вот она!
Намасте, Эверест!
Внизу «протекала» ледяная река – ледник Кхумбу, где-то там находится базовый лагерь Эвереста. Стояла солнечная погода, свечение солнца ослепляло даже в альпинистских очках. С юга надвигались белые кучевые облака, снег под ногами начинал таять, стало жарко. Казалось, что время здесь остановилось. Тысячи лет горы стоят под гнётом ветра, солнечных лучей, и ледник постепенно спускается вниз. Гора видела тысячи людей, сотни пытались на неё взойти, но гора допускает не всех, а бывает, что и не отпускает обратно… Чувствуется сильная усталость, нужно спускаться, чтобы организму стало легче. До позднего вечера шёл по тропе вниз, до деревни Фериче, высота 4 240 м.
Наутро состояние улучшилось, и я бодрым шагом продолжил спуск до Намче-Базара. В Намче остановился в том же лодже. Важным было сообщить в Луклу, в аэропорт, что я подтверждаю свой вылет. Хозяева любезно предоставили телефон. После ночёвки в Намче оставался последний рывок до Луклы. Она встретила меня мощным дождём. В представительстве фирмы перевозчика сообщили, что мой самолёт будет под номером 26. Это значит, что самолёт с утра начнёт курсировать между Катманду и Луклой, и в его 26-й рейс я смогу улететь. Но этому не суждено было сбыться, погода внесла свои коррективы. В тот день самолёт совершил лишь шестнадцать перелётов. Нужно дождаться следующего дня и успеть улететь, пока держится хорошая погода.
В пять утра первые лучи рассвета осветили шапки гор, на небе ни облачка. В начале седьмого прилетел первый самолёт, затем второй – и долгожданный третий рейс. Сажусь сразу за кабиной пилотов. Пилот повернулся ко мне и поздоровался. Было очень интересно наблюдать за действиями экипажа. Вот самолёт разгоняется, но пилот не тянет штурвал на себя, до конца полосы остаются считанные метры, и в самый последний момент мы отрываемся от земли. Дух захватывает.
По прилете в Катманду разместился в той же гостинице. На следующий день посетил Пашупатинатх – храмовый комплекс, где расположен храм Шивы и проходят погребальные церемонии.
Потом было прощание с Катманду, Непалом, Гималаями и перелёт на Родину.
Степан Сивков