Ежедневно миллионы людей по всей стране, независимо от их финансового и социального положения, покупают лекарства. И подчас поход в аптеку сопряжён с массой сомнений и дилемм. На страницах «Вестника» заместитель директора Центральной аптеки Лариса ДОРОФЕЕВА отвечает на наиболее популярные вопросы посетителей аптечной сети.

– Лариса Николаевна, наши читатели спрашивают, должны ли фармработники информировать посетителей аптеки о более дешёвых лекарственных препаратах, чем те, которые прописаны в рецепте?
– В настоящее время «при реализации лекарственных препаратов фармработник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование (МНН), и цены на них относительно к запрошенному». Это цитата из приказа Министерства здравоохранения от 31 августа 2016 года, то же прописано в статье 74 Федерального закона «Об охране здоровья». То есть на сегодняшний день фармацевт/провизор не вправе именно скрывать информацию о более дешёвых лекарствах, но у него нет и обязанности говорить покупателю о наличии более дешёвых аналогов, если покупатель об этом не спрашивает, тем более, в случае если конкретный лекарственный препарат пациенту назначил врач.

Однако фармработник должен информировать покупателя о диапазоне стоимости имеющихся в наличии в аптечной организации взаимозаменяемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН относительно запрошенному лекарственному препарату: аптекарь должен предложить лекарственный препарат с низкой и высокой ценой.

– Можно ли в аптеке заказать лекарство с доставкой на дом? Разрешена ли дистанционная продажа лекарств?
– Российское законодательство запрещает продажу лекарственных препаратов дистанционным способом (указ Президента РФ от 22.02.92 № 179, Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.02). На сегодняшний день распространён компромиссный вариант, когда посетитель делает заказ на сайте, а получает его в конкретной аптеке.

Сейчас активно обсуждается законопроект о легализации дистанционной торговли лекарствами. Пока нет системы электронных рецептов, доставку могут осуществлять фармспециалисты (что очень проблематично из-за дефицита кадров и нежелания специалистов работать «курьерами»). При внедрении электронных рецептов, вероятнее всего, будет использоваться вариант, применяемый в мировой практике – все рецептурные лекарственные препараты доставляются конкретным пациентам почтовой службой, исключая термолабильные лекарственные препараты, которые доставляются дистрибьюторами, аптеками, специализированными аптечными службами.

– В интернете «гуляют» списки дешёвых аналогов и синонимов, которыми якобы можно заменить дорогие лекарственные препараты. Насколько эти списки достоверны?
– Прежде всего, следует различать синонимическую и аналоговую замену. Синонимы – это лекарственные препараты, в состав которых входят одно или несколько одинаковых активных химических веществ, оказывающих лечебное воздействие на организм (например, ацетилсалициловая кислота и аспирин Байер).

Аналоги – лекарства, содержащие разные активные вещества, но предназначенные для лечения одних и тех же болезней (например, парацетамол и ибупрофен – противовоспалительные, жаропонижающие, болеутоляющие средства).

Синонимы имеют одно МНН (международное непатентованное название). Именно по МНН выписывает врач рецепт.

Дорогие лекарственные препараты – это, как правило, брендовые лекарственные препараты, прошедшие многолетние доклинические и клинические исследования.

Дженерики – более дешёвые лекарственные препараты, имеющие в своём составе те же действующие вещества, что и брендовые, и выпущенные, чаще всего, после истечения патентной защиты брендовых лекарственных препаратов. Однако дженерики могут иметь другие вспомогательные вещества, отличия в технологии изготовления и, как следствие, разную биодоступность. Именно поэтому посетители аптеки, которые принимают лекарство постоянно, часто ещё указывают конкретного производителя. Иногда и врач может это устно посоветовать при выписке рецепта по МНН, зная, какие лекарственные препараты лучше работают и имеют меньше и реже побочных эффектов.

– Можно ли покупать лекарства с рук, по объявлению, в том числе и на досках объявлений в интернете?
– Лекарственные препараты не подлежат свободной реализации. Это связано с тем, что медикаменты – особая группа товаров. В аптеках (аптечных пунктах) сотрудники обязаны проходить ежегодный медосмотр, на помещения аптеки должно быть выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, соблюдены особые лицензионные требования по перевозке, хранению лекарственных препаратов, что обеспечивает качество и, как следствие, гарантированное действие лекарственного препарата. При покупке лекарственных препаратов с рук таких гарантий нет, мало того, неправильное хранение, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований может привести к отсутствию фармакологического действия лекарственных препаратов, или ещё хуже, к оказанию вреда здоровью.

Кроме того, за незаконный оборот сильнодействующих, ядовитых, наркотических, психотропных веществ (а продавец/покупатель не всегда знает о принадлежности лекарства к этой группе) предусмотрена уголовная ответственность.

– Лариса Николаевна, лекарственные препараты возврату и обмену не подлежат. А другие товары, которые реализует аптека, можно вернуть?
– В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» потребитель не может вернуть или обменять:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и др. материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинская, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
  • предметы личной гигиены (зубные щётки и др. аналогичные товары).
  • парфюмерно-косметические товары.

То есть практически весь ассортимент аптеки не подлежит возврату и обмену, при условии, что проданные товары были надлежащего качества.

Фотоавтора
Предыдущая статьяПодведены итоги конкурса «Полицейский Дядя Стёпа»
Следующая статьяПока от змеиных укусов никто не пострадал, но…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя