Ежедневно миллионы людей по всей стране, независимо от их финансового и социального положения, покупают лекарства. И подчас поход в аптеку сопряжён с массой сомнений и дилемм. На страницах «Вестника» заместитель директора Центральной аптеки Лариса ДОРОФЕЕВА отвечает на наиболее популярные вопросы посетителей аптечной сети.
– Лариса Николаевна, наши читатели спрашивают, должны ли фармработники информировать посетителей аптеки о более дешёвых лекарственных препаратах, чем те, которые прописаны в рецепте?
– В настоящее время «при реализации лекарственных препаратов фармработник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование (МНН), и цены на них относительно к запрошенному». Это цитата из приказа Министерства здравоохранения от 31 августа 2016 года, то же прописано в статье 74 Федерального закона «Об охране здоровья». То есть на сегодняшний день фармацевт/провизор не вправе именно скрывать информацию о более дешёвых лекарствах, но у него нет и обязанности говорить покупателю о наличии более дешёвых аналогов, если покупатель об этом не спрашивает, тем более, в случае если конкретный лекарственный препарат пациенту назначил врач.
Однако фармработник должен информировать покупателя о диапазоне стоимости имеющихся в наличии в аптечной организации взаимозаменяемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН относительно запрошенному лекарственному препарату: аптекарь должен предложить лекарственный препарат с низкой и высокой ценой.
– Можно ли в аптеке заказать лекарство с доставкой на дом? Разрешена ли дистанционная продажа лекарств?
– Российское законодательство запрещает продажу лекарственных препаратов дистанционным способом (указ Президента РФ от 22.02.92 № 179, Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.02). На сегодняшний день распространён компромиссный вариант, когда посетитель делает заказ на сайте, а получает его в конкретной аптеке.
Сейчас активно обсуждается законопроект о легализации дистанционной торговли лекарствами. Пока нет системы электронных рецептов, доставку могут осуществлять фармспециалисты (что очень проблематично из-за дефицита кадров и нежелания специалистов работать «курьерами»). При внедрении электронных рецептов, вероятнее всего, будет использоваться вариант, применяемый в мировой практике – все рецептурные лекарственные препараты доставляются конкретным пациентам почтовой службой, исключая термолабильные лекарственные препараты, которые доставляются дистрибьюторами, аптеками, специализированными аптечными службами.
– В интернете «гуляют» списки дешёвых аналогов и синонимов, которыми якобы можно заменить дорогие лекарственные препараты. Насколько эти списки достоверны?
– Прежде всего, следует различать синонимическую и аналоговую замену. Синонимы – это лекарственные препараты, в состав которых входят одно или несколько одинаковых активных химических веществ, оказывающих лечебное воздействие на организм (например, ацетилсалициловая кислота и аспирин Байер).
Аналоги – лекарства, содержащие разные активные вещества, но предназначенные для лечения одних и тех же болезней (например, парацетамол и ибупрофен – противовоспалительные, жаропонижающие, болеутоляющие средства).
Синонимы имеют одно МНН (международное непатентованное название). Именно по МНН выписывает врач рецепт.
Дорогие лекарственные препараты – это, как правило, брендовые лекарственные препараты, прошедшие многолетние доклинические и клинические исследования.
Дженерики – более дешёвые лекарственные препараты, имеющие в своём составе те же действующие вещества, что и брендовые, и выпущенные, чаще всего, после истечения патентной защиты брендовых лекарственных препаратов. Однако дженерики могут иметь другие вспомогательные вещества, отличия в технологии изготовления и, как следствие, разную биодоступность. Именно поэтому посетители аптеки, которые принимают лекарство постоянно, часто ещё указывают конкретного производителя. Иногда и врач может это устно посоветовать при выписке рецепта по МНН, зная, какие лекарственные препараты лучше работают и имеют меньше и реже побочных эффектов.
– Можно ли покупать лекарства с рук, по объявлению, в том числе и на досках объявлений в интернете?
– Лекарственные препараты не подлежат свободной реализации. Это связано с тем, что медикаменты – особая группа товаров. В аптеках (аптечных пунктах) сотрудники обязаны проходить ежегодный медосмотр, на помещения аптеки должно быть выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, соблюдены особые лицензионные требования по перевозке, хранению лекарственных препаратов, что обеспечивает качество и, как следствие, гарантированное действие лекарственного препарата. При покупке лекарственных препаратов с рук таких гарантий нет, мало того, неправильное хранение, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований может привести к отсутствию фармакологического действия лекарственных препаратов, или ещё хуже, к оказанию вреда здоровью.
Кроме того, за незаконный оборот сильнодействующих, ядовитых, наркотических, психотропных веществ (а продавец/покупатель не всегда знает о принадлежности лекарства к этой группе) предусмотрена уголовная ответственность.
– Лариса Николаевна, лекарственные препараты возврату и обмену не подлежат. А другие товары, которые реализует аптека, можно вернуть?
– В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» потребитель не может вернуть или обменять:
- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и др. материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинская, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
- предметы личной гигиены (зубные щётки и др. аналогичные товары).
- парфюмерно-косметические товары.
То есть практически весь ассортимент аптеки не подлежит возврату и обмену, при условии, что проданные товары были надлежащего качества.