Одним из самых обсуждаемых в обществе законопроектов, который в своей последней сессии рассмотрит действующая Государственная Дума, стали правки в Уголовный кодекс, смягчающие ответственность за ряд правонарушений. Какие изменения это повлечёт, расскажет председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел КРАШЕНИННИКОВ.
— Павел Владимирович, Госдума приняла в первом чтении поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, смягчающие уголовную ответственность за некоторые правонарушения. Нынешние депутаты решили оставить о себе добрую память?
— Дело не в этом. Речь идёт о формулировании новой уголовной политики, в которой правонарушение и наказание за него будут соразмерны. Начало этому процессу было положено ещё в 2011 году президентом страны. Был, к примеру, введён прямой запрет назначать наказание в виде лишения свободы тем, кто впервые совершил преступление небольшой тяжести, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Исключение составляют преступления, связанные с распространением наркотиков.
Важный момент, что согласно новому закону деяние, которое не представляет собой большую общественную опасность, предлагается первоначально проводить через Кодекс об административных правонарушениях, а затем, в случае повторности, уже применять уголовное право.
Надо понимать, что при административном производстве человек остаётся в семье, он может устраиваться на работу, у него нормальная репутация без уголовного прошлого. Такой подход существенно изменяет уголовную политику в стране. Я считаю, что это достаточно правильно.
— Какие ещё изменения предлагаются в новом законе?
— Изначально в подготовленном законопроекте предлагалось декриминализовать ряд преступлений небольшой тяжести. Так, статья «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» по проекту полностью должна была относиться к административному правонарушению.
По алиментам идёт огромное количество обращений различных организаций, причём как «за», так и «против». Мотив «против» такой: если не платит алименты, то пусть хотя бы в тюрьме посидит, подумает о своей жизни. Но если реально подходить к данному вопросу, то очевидно: если человек будет сидеть в местах лишения свободы, то никаких алиментов он не сможет выплатить. Если же будет на свободе и будет работать, то такой шанс есть.
Мы предлагаем оставить данную статью в Уголовном кодексе. Но если первоначально есть правонарушения и невыплата алиментов, налагать административное взыскание — до 50 тысяч рублей. И человек будет понимать, во-первых, что у него есть шанс, во-вторых, он будет знать, что если этим шансом не воспользуется, то уже уголовное правосудие будет влиять на его взаимоотношения с теми лицами, которым он обязан платить алименты.
— Павел Владимирович, вносятся очередные поправки в уголовный закон. Сколько их ещё будет, не лучше ли сесть и переписать весь Уголовный кодекс, как вы считаете?
— Моё мнение такое: пора, наконец, перейти от разговоров о несистемности уголовного законодательства, напоминающего лоскутное одеяло, к планомерной работе по формулированию адекватной нашему времени уголовной политики и разработке соответствующего законодательства. Кстати, рассматриваемый сейчас проект нового закона — ещё один шаг именно в этом направлении.
Павел КРАШЕНИННИКОВ родился в 1964 году в городе Полевском в семье строителей. После окончания техникума служил в авиационной части в Воронеже. После демобилизации поступил в Свердловский юридический институт, где затем работал преподавателем. Был приглашён экспертом Верховного Совета РСФСР, работал в Минстрое, Министерстве юстиции. Госкомитете РФ по антимонопольной политике. В 1998 году стал министром юстиции РФ. С 1999 года — депутат Государственной Думы. Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Дружбы, медалью А.Кони, золотым почётным знаком «Общественное признание». Женат, двое детей, двое внуков.
[/ult_team]