«Совместный труд объединяет», – говорил кот Матроскин. Может, стоит к нему прислушаться?

«Есть такое твёрдое правило… Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету», – говорил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери.

Госдума РФ приняла пока в первом чтении законопроект, который делает одной из обязанностей школьников общественно полезный труд. Если документ утвердят, то в Закон «Об образовании в РФ» внесут изменения. Учащихся смогут привлекать к дежурствам и субботникам без согласования с ними и их родителями.

Законопроект разработал комитет Госдумы по просвещению. В основу изменений, утверждают депутаты, легли предложения родительского сообщества. Юным россиянам не хватает ответственного отношения к труду и его результатам. Простой пример – дети будут больше ценить деревья, которые сами посадили.

Что же конкретно поменяется в Законе «Об образовании в РФ»? До сих пор часть 4 статьи 34 запрещала привлекать ребят без согласия (собственного или родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Нарушителям грозил штраф от 30 тыс. до 300 тыс. рублей. Эту формулировку из закона предлагается исключить. В статье 43 отныне говорится о том, что дети должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в целом чистоту и порядок, а ещё – «участвовать в общественно полезном труде… направленном на формирование… трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда».

При этом депутаты поспешили уточнить – никто не заставит первоклашек двигать парты, а старшеклассников – ремонтировать окна. Мытьё полов оставят уборщицам. А вот протереть доску, полить цветы, убрать за собой посуду в столовой и поучаствовать в субботнике – могут. При этом будут учитываться возрастные и психофизические особенности детей.

Елена Семенина: «Трудовое воспитание – это здорово, но должно быть чёткое распределение обязанностей».

В школе № 1 города Лесного для детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание – основа образовательного процесса. Благодаря полученным навыкам ребята могут успешно социализироваться.

– Лично я – продукт советской школы. Говорю об этом с гордостью. Проработав 29 лет в образовании, пройдя через все «обновления содержания», видя последствия и результаты инноваций, могу с уверенностью подтвердить: советская система образования была лучшей. Трудовому воспитанию уделялось много внимания. Нас учили готовить, шить, а мальчишек – столярному, плотницкому делу, работе на станках. На мой взгляд, самое важное было то, что воспитывался человек-созидатель, а не человек-потребитель. И, конечно, важную роль уроки трудового обучения играли в гендерном воспитании, в формировании у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах. Это необходимо для нормальной, эффективной социализации личности, – отмечает заместитель директора школы № 1 Жанна Козлова.

Педагог с 40-летним стажем Елена Семенина считает, что трудовое воспитание – это здорово, но должно быть чёткое распределение обязанностей, прописан регламент. Это позволит избежать конфликтов между учителями, учениками и родителями. При этом педагог не уверена, что современные дети готовы к изменениям. Они «заточены» на сдачу ЕГЭ и поступление в вуз. Поэтому сначала нужно переформировать их сознание, вложить в него потребность в труде. «Если вводить дежурства авторитарно, то ничего хорошего не выйдет. Школьников можно заставить, но зачем это насилие, если оно ничего не воспитывает. В итоге ответственность и организация дежурств лягут на плечи классного руководителя», – говорит она.

В школах Лесного элементы трудового воспитания сохранены в той или иной форме. Девочек в 5-8 классах учат готовить простые блюда, шить одежду, рукодельничать, планировать бюджет семьи. Мальчики изучают технологию ручной обработки древесины, металлов, ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними. Педагоги привлекают к общественно полезным работам детей. Правда, с согласия их родителей.

– Ученики школы № 76 активно участвуют в волонтёрской деятельности по благоустройству территории школы, не отказываются от ежедневной помощи педагогам. Важность трудового воспитания в рамках школы осознают и родители, – говорит директор школы № 76 Оксана Семяшкина.

Оксана Семяшкина: » Ученики школы № 76 активно участвуют в волонтёрской деятельности».

Учитель начальных классов Татьяна Николаева рассказала, что её второклассников не нужно заставлять дежурить и ходить на субботники. Родители тоже только «за», ведь ребята не делают ничего сверхъестественного.

Учитель старших классов Елена Тимкачёва считает, что необходимо вспомнить всё хорошо забытое старое и вернуть дежурства по классу, отработку на пришкольных участках. «Другое дело, что детей сейчас такой бескорыстный труд не интересует. Поэтому для педагога будет непростой задачей привить интерес и убедить заниматься этим», – отмечает она.

Среди школьников отношение к обязательной уборке классов и субботникам разное.

– Школьники должны следить за чистотой в том месте, где они обучаются. В конце каждой четверти мы разделяемся по группам и приводим в порядок класс, – рассказала Настя Кузнецова, ученица 9 класса 76 школы.

А десятиклассница София Шумихина из школы № 75 убеждена, что у каждого человека должен быть выбор.

– У нас в школе есть дежурство в гардеробе и столовой. Назначаются классы. Субботники тоже проводятся каждый год. У каждого ученика должно быть своё мнение на этот счёт. Всё необходимо делать по желанию, – считает София.

В своё время российские родители посчитали практику школьных дежурств странной, бессмысленной и даже вредной. Неизвестно, какой будет их реакция на «инновации» депутатов Госдумы в этот раз. Но народная мудрость недаром гласит – человек трудом велик. Приучать детей к посильной работе нужно, делая это грамотно.

Если вам есть что сказать по теме статьи, рассказать историю, поделиться мнением – наши контакты: электронная почта – vestnik.lesnoy@mail.ru, пишите личные сообщения в группы «Вестника» в ВК и ОК, обращайтесь в мессенджеры Telegram и WatsApp – 8 (995) 088-35-24.

Фотоfreepik.com
Предыдущая статьяВ знак признательности
Следующая статьяДело – труба?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя