На минувшей неделе в Центре диагностики и консультирования Лесного обсуждалась тема, говорить на которую следует как можно меньше и очень осторожно…
Так считает психолог из Санкт-Петербурга Андрей Зыков, посетивший ЦДК 30 мая с лекцией о суициде -детском, подростковом, взрослом.
Андрей Зыков — психолог-консультант Фонда кризисной помощи детям и подросткам г. Санкт-Петербург. Ведёт психологические группы для детей -трудных, с нарушением поведения, с особыми потребностями, и их родителей. Работал с детьми Беслана после терактов, а сейчас помогает в кризисных ситуациях, в том числе — связанных с суицидом.
Открывая встречу, Андрей сразу поставил под сомнение актуальность темы для нашего города: действительно, в этом плане Лесной можно назвать благополучным. Но на лекции присутствовали все субъекты профилактики -структуры, работающие с детьми и семьями, и, как оказалось, заявленная тема полна вопросов.
Суицид — это не проблема, это следствие проблемы, которую переживает человек.
Проблемы же (если говорить о ребёнке) связаны в основном с жестоким обращением с ребёнком, как со стороны семьи, так и со стороны школы и социального окружения. На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» школьники обычно начинают говорить о проблемах в школе, непонимании родителей, конфликтах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни… Взрослые среди причин называют потерю ценности жизни, чувство безнадёжности, а также -экономические факторы, социальные и бытовые стрессы. Тягостные мысли трансформируются в переживания, связанные со смертью: хорошо бы умереть, и тогда решатся все проблемы… Следом возникают идеи самоубийства, способы ухода из жизни. Затем появляется план, детали.
Причины суицидов хорошо изучены и понятны. Меры профилактики — в принципе, тоже. Главное: не терять связь с ребёнком на всех уровнях — в семье, в школе, в обществе. С детьми надо разговаривать — только в этом случае возможно попытаться поймать тот момент, когда ребёнок начинает задумываться о суициде. Самая правильная профилактика — в налаживании контакта с ребёнком, прежде всего, в семье. А если и школы будут доброжелательны к ребёнку, если основной целью его пребывания в учебном заведении будет психологическое здоровье, а не дисциплина и успеваемость, то процент суицидов среди детей существенно снизится.
- За последние 50 лет число суицидов выросло на 60%.
- По подростковым и детским самоубийствам Россия занимает третье место в мире — после Казахстана и Белоруссии.
- Ежегодно 200 российских детей и 1500 подростков добровольно решают уйти из жизни.
- Мысль о самоубийстве появляется в голове почти у каждой второй российской девушки и у каждого третьего юноши.
Стоит быть внимательными и к взрослым людям — их поведение может выдать суицидальные намерения: это могут быть длинные рассуждения о смысле жизни в серых тонах, желание раздать долги, привести к завершению дела. Алгоритм тот же: для начала — поговорите с человеком. Иногда простой разговор по душам способен направить вектор в сторону жизни…
Но если родителями или учителями уже отслежено суицидальное поведение ребёнка — какой должна быть тактика взаимодействия? Как пояснил Андрей Зыков, самое важное правило — оставаться спокойным. Расспросить ребёнка о его состоянии, мыслях, причинах -без критики и негативных эмоций, без спора и давления.
Это ведь могут быть просто мысли о смерти как таковой: это, кстати, нормально, ведь в определённые периоды жизни каждый из нас об этом думал, в том числе и в детском возрасте…
Начальник подразделения по делам несовершеннолетних Ольга Данилова, члены комиссии Елена Зиминская, Светлана Мерзлякова, заведующая детской поликлиникой Лидия Андрианова, психологи школ и ЦДК задали вопросы о конкретных мероприятиях, возникающих в рамках проблемы суицида, о неблагополучных семьях, отвергающих любую помощь, в том числе и психологическую, о технологии работы с ними.
Прозвучал вопрос и о финансировании кризисной помощи.
— Все организации, которые оказывают кризисную помощь, бюджетные: не бывает кризисной помощи за деньги, — ответил Андрей Зыков. — К сожалению, это не везде так: не каждый город имеет свой центр или фонд кризисной помощи — Лесному в этом плане повезло: у вас есть Центр диагностики и консультирования, где возможно оказание помощи ребёнку или семье, находящимся в кризисной ситуации.
Ответил Андрей Валерьевич и на вопросы нашей газеты.
— Некоторые психологи пришли к выводу: сегодня человеку легче совершить суицид, потому что он не боится смерти — он столько всего о ней знает. Стоит ли в таком случае говорить с ребёнком на эту тему, если смерть становится ближе? И если стоит, то в каком возрасте?
А.Зыков: — В каком возрасте ребёнок задал вам этот вопрос, тогда и нужно с ним об этом говорить. Принцип прост: о чём ребёнок спрашивает, на то и надо откликаться. Простыми и понятными словами, соответствующими уровню развития ребёнка. Ни к чему инициировать глубокие философские разговоры о самоубийстве, но если возник вопрос — отвечайте, рассказывайте. Насчёт того, что смерть становится ближе, я сомневаюсь. Если иметь в виду компьютерные игры и игрушки — то это ведь не настоящая смерть, она не переживается как смерть.
Компьютерные игры, конечно, определённым образом влияют на восприятие ребёнком действительности, но не надо их демонизировать и говорить, что все проблемы от Интернета и телевидения.
Всё-таки дети сегодня интеллектуально развиты, у них много разных интересов, общения, они с критикой относятся ко многим компьютерным играм, могут совсем отказаться от игр — сегодня нет такой зависимости, как было первоначально. Сохраняйте контакт с детьми — это сегодня важнее всего, и тогда никакие сложные темы не пройдут стороной от родителей.
— Говоря о причинах суицида взрослых, Вы отметили потерю ценности жизни. Сейчас психологи говорят, что людям в скором времени грозит тотальная скука оттого, что всё открыто, позволено, доступно. Как тогда сохранять интерес к жизни, желание жить?
А.Зыков: — Не думаю, что нам грозит тотальная скука, это серьёзное преувеличение. Может быть, речь идёт о европейских странах, где размеренная жизнь и многое действительно наскучило. Скорей всего, речь — о потере общественных ценностей. До революции это были ценности православные, затем главным стали понятия образованности, интеллигентности. Позже пришли ценности социалистические, идеи коммунизма. Затем — перестройка, развал Союза, и во главу угла стал финансовый успех, успешный, конкурентоспособный человек. Но этого сегодня явно недостаточно. А других ценностей пока не сформировалось. Но забот в жизни — точно хватает, так что до тотальной скуки россиянам далеко.
— В начале лекции Вы сказали: суицид начинается с ощущения, с мысли о потере ценности жизни.
А.Зыков: — Поэтому постарайтесь думать только позитивно! Сегодня в социуме выросла степень агрессии, общество стало менее терпимым друг другу, люди стараются обособиться, меньше получают поддержки — в этом сложность сегодняшней жизни. Поэтому и говорить на тему суицида надо осторожно: иногда даже публикация в СМИ может стать последней каплей для отчаявшегося человека. Но поиск позитива, внимание друг к другу, помощь и понимание — эти простые жизненные ценности надёжно сохраняют ценность ЖИЗНИ.
Вниманию родителей: если вы заметили, что ребёнок находится в плохом настроении, стал менее общительным, часто выражает мысли о потере интереса к жизни, начал говорить о смерти, или просто поведение ребёнка вызывает у вас тревогу, обратитесь в Центр диагностики и консультирования по адресу: г. Лесной, Коммунистический проспект, 32.