26 июня в ЗАТО Заречный Пензенской области состоялось выездное совещание комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на тему «Практика решения вопросов местного значения органами местного самоуправления в закрытых административных территориальных образованиях».
Участие в совещании приняли депутаты Госдумы РФ, руководители Госкорпорации «Росатом», 41 ЗАТО (10 – Росатома, 28 – Минобороны и 3 – космической отрасли), ряда профильных министерств и ведомств. ЗАТО городской округ «Город Лесной» представлял глава городской администрации Юрий ИВАНОВ.
В ходе заседания состоялся обмен мнениями и идеями о стратегиях развития, ЗАТО, финансовых и бюджетно-налоговых аспектах их работы, отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти. Как отмечает глава администрации Лесного Юрий ИВАНОВ, все участники заседания были единодушны во мнении, что ЗАТО должны иметь особый статус, так как выполняют государственную задачу по обеспечению обороноспособности страны. Факт же придания муниципальному образованию статуса ЗАТО должен обозначать признание государством необходимости развития особого порядка для данного муниципального образования и выделения для его развития необходимых средств.
По итогам проведённого совещания комитет разработал и направил рекомендации Президенту РФ, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство РФ, Военно-промышленную Комиссию при Правительстве РФ, органы государственной власти субъектов РФ, в ассоциации ЗАТО Минобороны России, Росатома и Роскосмоса. В рекомендациях затронуты основополагающие моменты совершенствования правового и законодательного регулирования статуса ЗАТО, порядка и практики решения органами местного самоуправления ЗАТО вопросов, относящихся к сфере их компетенции, специфики реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития ЗАТО, перспектив развития их научно-технологического потенциала и инфраструктуры, а также порядка и условий государственной поддержки муниципальных образований ЗАТО. В частности, Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ рекомендовано рассмотреть возможность внесения изменения в действующие федеральные законы, уточняющие особенности организации местного самоуправления в ЗАТО, в части: установления мер государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов ЗАТО (дополнительные меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственное страхование и гарантии занятости), включая реализацию права граждан, проживающих на территории ЗАТО, на обязательное социальное страхование в случае причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах.
Рекомендовано также усовершенствовать механизм зачисления доходов от налога на доходы физических лиц в бюджеты ЗАТО от граждан, проживающих или работающих на территории ЗАТО, и внести в бюджетное законодательство изменения в части закрепления 50% норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, который должен оставаться в ЗАТО. Также предлагается ввести правило про обязательное отчисление части прибыли предприятий на социально-экономическое развитие территории и создание механизма аккумуляции и целевого расходования данных средств (фонды, целевые субсидии и т.д.). Члены Комитета внесли предложение наделить ЗАТО статусом «территории опережающего развития» с учётом возможности формирования кластеров промышленных производств на данных территориях. Было предложено увеличить дотации на дополнительные расходы бюджетов ЗАТО, связанные с режимом безопасного функционирования и потерей доходов в связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, а также с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры с учётом уровня инфляции, необходимости индексации оплаты труда работникам бюджетной сферы и других экономических факторов.