Так считает Александр Кузьминых, инструктор по физической культуре в детском саду «Чебурашка». Физрук, а стало быть, педагог, воспитатель. В хорошем детском дошкольном учреждении таковыми являются все: и повара, и садовники, и музыканты, и медики… Все, кто по-настоящему любит шумное, неугомонное детское племя.
А ещё Александр сказал: «Вижу себя в спорте и всё время с детьми». Просто и легко сказал. Какой он сам: лёгкий, ловкий, общительный, с яркой искоркой в глазах и невероятно обаятельной улыбкой. Такой – свой в коллективе, возьмёт мальчишку за руку, подмигнёт прыгающим на скакалке девчонкам и пружинистой походкой дзюдоиста поведёт шумную ватагу за собой – учиться, уважать и воспитывать себя, побеждать, набирать силу, закалять дух и волю.
О том, как ребятня любит его, говорить не приходится. Да и надо ли? Достаточно заглянуть в глаза ребят – преданные, лучистые, ожидающие чуда.
Саша – лесничанин, родом из очень хорошей, крепкой семьи – заводской династии Кузьминых. Он выпускник 64 школы и двух, по сути, тренеров: школьного физрука Владимира Дорохова и дзюдоиста Николая Икрина. Сейчас он сам – пример истинного мужского поведения для своих маленьких воспитанников, того самого, Дороховского и Икринского. И никакие боевые связки и удары соперников или судьбы не нарушат его контактный стиль поведения интеллигентного человека, чтящего этикет и лучшие традиции борьбы – самого мужского спорта. Ну и – воплощение мечт сотен родителей и педагогов: мужчина-воспитатель в детском коллективе, да ещё так любящий детей.
Конечно, он мог бы преподавать в школе или институте – наверное, было бы легче (да и денежнее, кстати), за плечами ведь РГППУ – Российский Государственный профессионально-педагогический университет, факультет спорта и безопасности жизнедеятельности, потом – служба в армии – в элитной авиации. Для старшеклассников и студентов был бы свой парень, почти ровесник, общий язык, интересы, понятный возраст. А для малышей он – папа, да и всё тут. Ни дать ни взять. Принимай только.
Мог бы пойти в спорт: первый взрослый разряд и синий пояс по дзюдо, хотя маленьким начинал с бальных танцев, «Да хорошо, – говорит, – отец вовремя опомнился, отвёл на татами». Масса побед, на всех соревнованиях всегда в тройке лидеров, только одна поездка в Москву на чемпионат России по универсальному марафону чего стоит – привёз сразу три кубка за выступление в многоборье (золотой, серебряный и бронзовый).
Но вспомним: «Вижу я себя в спорте и… всё время с детьми».
– Они для меня – планета, сама жизнь, – продолжает свою твёрдую внутреннюю установку Александр. – С ними хочу работать. Каждый день видеть их мордашки, слышать бесконечные вопросы. Дети искренние в этом возрасте, не умеют играть чувствами, манипулировать ими. Владислав Гжещик сказал: «В театре жизни единственные зрители – дети». Так и есть. И приходишь к этому мнению именно в живом общении с ними.
Что делает физинструктор в детском садике? Представьте, наш работает по девять часов в день (на полторы ставки) и добивается того, чтобы каждый ребёнок вышел из садика с необходимыми навыками дальнейшей жизни: умел бегать, правильно строя дыхание, прыгать, был ловким, гибким, смелым и решительным, закалённым и здоровым. Чтобы энергия била ключом и ему хотелось двигаться. Не у планшетов и тетрисов зависать, не телефоном играть, сощурившись над мелким шрифтом, а двигаться! И хотеть двигаться! Чтобы потом, будучи взрослым, он мог со знанием дела процитировать слова известной песни оптимистов: «Надо жить километрами, а не квадратными метрами. Чтоб устать от усталости, а не от собственной старости».
Одна молодая семейная пара высоко оценила работу Саши. Супруги пообещали, что через год, на выпускном утреннике своего сына, они всё это скажут и ему самому, и другим родителям. Так вот, молодые папа и мама благодарны Александру Сергеевичу за то, что сумел найти общий язык с их сложным ребёнком, за внимание и добросердечность, за то, что никогда не повышает на детей голоса, умеет и любит с ними играть, превращая незаметно игру в учебные упражнения (логопедические – учит говорить в игре, знакомиться, соперничать), математические (вынуждает учить считалочки, чтобы ребёнок мог быть водящим, опять же, в игре, а это так для них круто!), ритмические (отрабатывает специальные движения для укрепления позвоночника, мышц, для грациозности и гибкости тела).
Он постоянно моделирует двигательный режим, соотнося его с требованиями современности. Он смотрит далеко вперёд. Бесконечно адаптирует и осовременивает детские игры. Он чутко понимает и разделяет детей по возрасту, с трёхлетними малышами у него своя, сказочная и таинственная жизнь, семилетки, дошколята у него играют в «Богатырские игры» и активно участвуют в «Празднике гимнастики». И все они учатся быть в одной команде, слушать и главное – слышать воспитателя.
Конечно, в этом огромном мире взаимодействия педагогов и воспитанников Саша не одинок. Прекрасный коллектив «Чебурашки» трудится в унисон. При садике существует консультационный центр, специалисты которого (они же – педагоги и воспитатели, медицинские работники «Чебурашки») всегда придут на помощь родителям, дадут квалифицированную консультацию, подскажут в трудной ситуации.
Кузьминых и здесь проявил себя, работает на местном, детсадовском радио. Каждое утро начинается в «Чебурашке» с зарядки. Бодрая музыка, счёт. Мягким голосом звучат упражнения, в тёплый день занимаются на улице, сейчас – в помещении. Днём – новости, музыка, программа логопеда, рассказы о календарных праздниках – например, знаете ли вы, что существует День поп-корна? А также поздравления с днём рождения. Перед дневным сном – опять маленькая радиопрограммка: сказка в лицах, любимая «АБВГДейка», обожаемая «Музыкальная шкатулка».
И есть у него своя, личная установка на физическое воспитание ребёнка. Он считает, что современные родители потеряли детей в недрах диванов с гаджетами в руках, забыли, что существуют совместные прогулки на природе, рыбалки и восхождения в горы, поездки и познавательные фотосессии. Они неправильно оберегают детей от физических нагрузок. А чтобы жить, надо увеличивать время движения!