Любовь к пению пришла к Людмиле Дуюновой ещё в детстве. Её родители и старшая сестра любили петь русские и украинские песни (папа был украинец), и она тоже пела с ними. Заниматься в художественной самодеятельности Людмила начала в школе. Пела на праздничных вечерах, новогодних ёлках, а во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – в госпиталях для раненых солдат.
После окончания школы Людмила Дуюнова поступила в Ленинградский химико-технологический институт и продолжала петь: в студенческом хоре, позднее – стала заниматься в вокальном коллективе. От педагога, в прошлом – солиста Мариинского театра, Льва Мираева Людмила впервые услышала, что у неё от природы поставленный голос. Людмиле Евгеньевне легко давались романсы, арии из опер и оперетт. Причём все произведения, которые она пела, разучивала на слух, так как не знала нотной грамоты. Когда Людмила училась на пятом курсе, на студенческой сцене поставили несколько картин из оперы «Евгений Онегин», где Л.Дуюнова пела партию Татьяны.
Наш город знает Людмилу Евгеньевну, как исполнительницу ведущих партий оперетт, которые когда-то ставили на сцене СКДЦ (ДК) «Современник». Вот как о том времени вспоминает сама Людмила Дуюнова.
Песни молодого города
После окончания института в начале 1953 года мы с мужем и трёхмесячной дочкой по направлению из Москвы приехали в город Свердловск-45.
В то время в молодом городе уже работал Клуб молодёжи, который стал первым культурно-просветительным учреждением города. В клубе проводились собрания, праздничные вечера, показывали художественные фильмы и, конечно, уже работали кружки художественной самодеятельности.
Был хор, вокальный коллектив, которым руководила Н.Улыбушева, ей помогал А.Мельников. Инженер В.Новицкий организовал вокальный ансамбль.
Приехав в город, я стала посещать вокальный коллектив, т.к. не петь не могла. В то время в вокальном коллективе занимались Б.Ощепков, И.Журавлёв, З.Кузнецова, Капа Нечкина и другие.
В Клуб молодёжи приехали по направлению педагог по вокалу и хору И.Клементов и его жена Г.Клементова – концертмейстер. Н.Улыбушева перешла в музыкальную школу, которая открылась в 1952 году. В то время я пела «Арию Гальки» Г.Монюшко, «Старый парк» Островского, «Песню Одарки» из оперетты «Запорожец за Дунаем», дуэт из этой же оперетты, песни Дунаевского и другие произведения.
В Клубе молодёжи проходили гастроли областного театра оперетты. На его спектакли жители нашего города охотно ходили. Зал никогда не пустовал. Жизнь в Клубе молодёжи била ключом. Было весело и дружно!
От концерта до оперетты
В 1957 году свои двери для горожан открыл новый просторный Дом культуры. Мы полюбили свой ДК. Был создан академический хор, которым руководили супруги Клементовы. Затем работали с хором К.Молодоженцева, Ю.Казаков, И.Слесаревский.
В ДК проводили праздничные вечера, встречали Новый год, проводили смотры художественной самодеятельности между цехами комбината «ЭХП». В праздничных концертах всегда участвовали все коллективы художественной самодеятельности: хор, чтецы, вокалисты, танцоры, эстрадный оркестр. На праздничные вечера трудно было достать билет – их распределяли по цехам.
Программа концертов тщательно готовилась. Особенно вокалистами и танцорами. Марта Константиновна Яковлева очень много занималась с самодеятельными певцами постановкой голоса и разучиванием произведений, т.к. музыкального образования многие солисты не имели и разучивали произведения на слух.
Спасибо Марте Константиновне: она добросовестно и с любовью занималась с нами. В вокальном коллективе кроме меня занимались и участвовали в концертах: Ю.Краснокутский, Ю.Михайлов, М.Мережникова, В.Молчанюк, И.Ки-риллович, П.Краснов, А.Никонов. В моём репертуаре были песни советских композиторов, классические романсы, арии из опер, оперетт, народные песни.
Большим событием в работе ДК была постановка оперетт. С 1962 по 1974 г. их было поставлено шесть.
В 1965 году мы работали над опереттой «Вольный ветер» И.Дунаевского. Режиссёр – К.Сирик, дирижёр – Е.Мельников, балетмейстер – М.Биденко, хормейстеры – Е.Молодоженцева и Т.Шеина, концертмейстеры – Н.Паршаков и Е.Рожкова. Моим партнёром был Эдик Чернышов. У него был красивый тенор. Мы пели с ним и раньше в концертах дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Сильва». Со своими партиями Стеллы и Янко мы справились хорошо, хотя они и были сложные. Запомнилась Валя Рафаилова. Она замечательно сыграла и спела песенку Пепиты. Хороши были и матросы – В.Бражников и В.Девизоров.
Последней опереттой, которую мы поставили на сцене ДК и в которой я играла, был «Севастопольский вальс» композитора Листова. Постановка А.Хорста и И.Аншелес. Режиссёр – В.Столяров. Дирижёры – А.Арзамасцев и В.Леонтьев. Художник – П.Жирихин, балетмейстеры – М.Баева, А.Шабалина. Педагог по вокалу – М.Яковлева, концертмейстеры – О.Валимова, А.Савинов, Ю.Смирнов. Военный консультант – Ю.Факов.
Оперетта – героическая. Она очень нравилась и зрителям, и нам – исполнителям. У меня, правда, была отрицательная роль, но арии очень красивые и трудные.
Очень хорошо играли Ю.Крас-нокутский, Ю.Михайлов, Е.Мязд-риков. Особенно мне нравился Рахмет Алиев в исполнении В.Паниклева. Не обошлось и без казусов. Любашу должна была играть А.Колесникова. Но она заболела и не смогла петь. Пришлось срочно вводить новую Любашу – Н.Поротникову, практически накануне сдачи спектакля. Но Наташа отлично справилась с ролью и песни Любаши спела неплохо.
Следующие спектакли – «Чёрный дракон» и «Марк Береговик» были поставлены намного позднее – в 1983 году.
Что можно сказать о самодеятельности того времени? Актёры, певцы, танцоры – это ведь были все рабочие, служащие комбината «ЭХП». Любовь к искусству вела их после работы в Дом культуры, где они находили удовлетворение. А оперетты? Представляете, какая это огромная работа всех сотрудников ДК и самодеятельных артистов! Все они репетировали и играли свои роли с большой любовью и интересом. Зал всегда был полон, и зрители тепло отзывались об опереттах и концертах и, конечно, всегда долго аплодировали. А многие участники художественной самодеятельности 1960-х и 1970-х годов получили почётное звание «Артист народного театра».
Уважаемые читатели! Если вам есть что сказать по теме материала, вы можете поделиться своими воспоминаниями о театральной жизни Лесного, историческими фотографиями, будем рады сотрудничеству!
Телефоны редакции: 2-67-75, 2-67-76.