Избирательное законодательство не является чем-то вечным и устоявшимся, в законы, касающиеся избирательной системы, вносятся изменения.
В декабре минувшего года принят новый Устав Свердловской области. Одно из основных положений Устава – переход от двухпалатного парламента к однопалатному, по подобию федерального парламента. В областном парламенте половина депутатов будет выбираться от партий, вторая половина депутатов – от территорий.
Напомню, что областная Дума состояла из 28 депутатов, половина из которых переизбиралась каждые 2 года по общеобластному избирательному округу на основе пропорционального представительства, кандидаты в депутаты выдвигались партиями или избирательными объединениями. Палата Представителей состояла из 21 депутата, избираемых сроком на 4 года, выборы осуществлялись на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам, образуемым на территории области, кандидаты выдвигались представительными органами местного самоуправления и группами граждан.
После второго воскресенья марта 2012 года, то есть очередных выборов, Законодательное Собрание будет состоять из 50 депутатов, избираемых на основе общего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Изменения, касающиеся непосредственно выборов в Законодательное Собрание области, вносятся в Избирательный кодекс Свердловской области. Эти изменения приняты думцами в первом чтении, идёт работа по внесению поправок, 26 апреля 2011 года – второе чтение изменений в областной кодекс. В Проекте избрание 50 депутатов определяется таким образом: «по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Свердловской области, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избираются 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
По одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области, избираются 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области».
В феврале-марте внесены изменения в федеральные законы. Так, закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направлен на синхронизацию сроков организации избирательных кампаний и повышение избирательной активности граждан, на исключение излишнего параллелизма в работе избирательных комиссий и минимизацию бюджетных расходов на подготовку и проведение выборов всех уровней в законодательные (представительные) органы государственной власти.
Федеральным законом устанавливается, что в целях совмещения дня голосования на региональных выборах с днём голосования на выборах депутатов Государственной Думы законом субъекта Российской Федерации допускается не более чем на шесть месяцев продление или сокращение сроков полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Продление или сокращение сроков полномочий указанных органов не допускается, если в результате совмещения дней голосования избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырём избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов.
Кроме этого внесены изменения в ст. 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов. Эти изменения расширяют представительство политических партий на муниципальном уровне власти. С инициативой внесения подобных изменений в избирательное законодательство выступил глава государства. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев сказал: «Важнейший показатель качества жизни людей – это качество политической системы. Для её совершенствования на федеральном и региональном уровне был принят целый ряд решений. Однако на уровне местного самоуправления нам требуются дополнительные шаги. Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства. К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Я предлагаю сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями».
Согласно Федеральному закону не менее половины депутатских мандатов в представительных муниципальных органах, в которые избирается 20 и более депутатов, должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, проголосовавших за каждый из списков кандидатов. На выборах может применяться пропорциональная, смешанная или мажоритарная избирательная система. К распределению депутатских мандатов должно быть допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50% голосов избирателей.
Федеральным законом вводятся требования к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в представительных органах муниципальных образований. Депутат может быть членом фракции только той политической партии, по списку которой он был избран. При этом выход из фракции повлечёт за собой досрочное прекращение полномочий депутата.
Эти изменения имеют прямое отношение к нашему городу, так как Дума городского округа состоит из 20 депутатов. Для этого необходимо внести изменения в Устав города, такая работа уже проводится. Эта норма закона начнёт действовать с 24 июня 2011 года.
Татьяна РЯЗАНОВА,
председатель Лесной городской территориальной избирательной комиссии.