О применении административного надзора

0
1322

ОВД, полицияС 01.07.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы». Для реализации требований, установленных указанным законом, был принят Федеральный закон от 06.04.2011 года № 66-ФЗ, которым были внесены изменения:

 

 

 

  • в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и введена новая глава 26.6 «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы;
  • в Уголовный кодекс Российской Федерации и введена новая статья 314.1 «Уклонение от административного надзора», установлены вид преступного деяния (конкретные действия (бездействие) и наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти часов до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года;
  • в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и введена новая статья 19.24 «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре», содержащая две части, установлены виды действия (бездействия), как правонарушения и наказание в виде предупреждения, наложения административного штрафа, административного ареста до пятнадцати суток;
  • в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и введена новая статья 173.1, содержащая шесть частей, установлены основания и порядок установления административного надзора за осуждённым, освобождаемым из мест лишения свободы;
  • в Федеральный закон «О наркотических средствах и наркотических веществах» от 08.01.1998 года № 3-ФЗ и введена новая статья 50 «Административный надзор за лицами, совершившими преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров».

Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ был принят для предупреждения совершения лицами, освободившимися из мест лишения свободы, повторных преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В Законе предусмотрены виды административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определённых местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в опредёленное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление административного ограничения (п. 5) в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

В соответствии с Законом административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В обязательном порядке предусмотрено введение административного надзора в отношении лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В указанном Законе предусмотрена возможность прекращения административного надзора досрочно при условии, если поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, положительно характеризуется. Однако в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращён досрочно.

Городским судом г. Лесного Свердловской области по заявлениям ОМВД России по городскому округу «Город Лесной» в период с 01.07.2011 года (вступления в силу указанного Закона) по ноябрь 2011 года было рассмотрено — в 2011 году одно гражданское дело, в 2012 году — два гражданских дела, все заявления были удовлетворены, и в отношении трёх судимых граждан, проживающих в г. Лесном Свердловской области, после отбытия ими наказания в местах лишения свободы был установлен административный надзор с административными ограничениями сроком действия до июля 2014 года, до января 2016 года, до февраля 2017 года.

При рассмотрении данных гражданских дел выяснилось, что для указанных граждан само предъявление требования об установлении административного надзора явилось неожиданностью, так как они полагали, что после отбытия наказания они вели себя добросовестно, проживали в семьях, работали. Однако, в соответствии с положениями Закона и установленного порядка его применения, в отношении них, как лиц, имеющих непогашенную и неснятую судимость за тяжкие преступления при рецидиве, установление административного надзора было обязательным.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что установление административного надзора в нашей стране не является новшеством. В середине 60-х годов XX столетия в СССР действовало Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. Формально его не отменяли, но на практике он уже не применялся, так как изменилась не только страна, но изменилось и законодательство. Во вновь принятых Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации не содержалось наступление юридической ответственности за нарушение положений указанного Положения. В связи с высоким уровнем общей рецидивной преступности в стране и особенно при совершении таких преступлений, как грабежи, разбои, кражи, бандитизм, а также с ростом половых преступлений, в частности в отношении несовершеннолетних лиц, возникла необходимость обращения к предыдущему опыту профилактики правонарушений с применением методов административного воздействия.

Наталья САВКИНА,
председатель городского суда г. Лесного.

Предыдущая статьяПожаров не зарегистрировано
Следующая статьяЕДДС: позвонить по номеру…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя