22 августа в конференц-зале городской администрации состоялись публичные слушания по проекту Устава городского округа «Город Лесной». Председательствовал на слушаниях заместитель председателя Думы ГО «Город Лесной» Сергей Черёмухин. Присутствовали: глава городского округа Виктор Гришин, депутаты городской Думы, руководители органов местного самоуправления, муниципальных бюджетных учреждений, жители города, представители СМИ.
Изменится структура органов местного самоуправления
Устав, по которому Лесной жил до этого времени, был принят в 2005 году. Изменения в Устав вносились за текущее время семь раз. Поэтому возникла необходимость привести основной документ жизнедеятельности города в совершенный вид с точки зрения стилистики, юридической техники и делопроизводства. Кроме того, в Уставе есть и принципиальные изменения…
Как отметила основной докладчик – начальник юридического отдела администрации Елена БУШУЕВА, прежде всего, это изменение структуры органов местного самоуправления.
Из 8 органов местного самоуправления предложено оставить только три, исключив из структуры Комитет по управлению муниципальным имуществом, Управление образования, Комитет жилищно-коммунального и городского хозяйства, Финансовое управление и отдел культуры.
«Указанные органы местного самоуправления станут структурными подразделениями администрации с правами юридического лица и будут работать в новом качестве, уже не входя в структуру органов местного самоуправления», – пояснила Елена Борисовна.
Таким образом, в структуре останутся администрация, которая вберёт в себя все перечисленные органы местного самоуправления, Дума и Счётная палата ГО «Город Лесной».
Новый порядок формирования думы
Второй блок принципиальных поправок связан с изменениями в законодательстве о выборах и местном самоуправлении и устанавливает новый порядок в формировании представительного органа – Думы городского округа. Двадцать депутатов ГО избираются сроком на 5 лет, при этом выборы 10 депутатов осуществляются на основе избирательной системы относительного большинства по пяти двухмандатным избирательным округам, образуемым на территории ГО. Другие 10 депутатских мандатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. В связи с этим в Уставе появляется новая статья – 28: «Фракции в Думе городского округа», которая, в частности, предусматривает порядок работы депутатов во фракциях, их права и обязанности и ответственность за несоблюдение требований, которое влечёт за собой прекращение депутатских полномочий.
Дополнены полномочия
В связи с изменениями в законодательстве о местном самоуправлении изменения произошли и в ряде полномочий органов местного самоуправления. Так, дорожная деятельность как вопрос местного значения дополнена таким полномочием, как обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог в границах ГО, а также создание и обеспечение функционирования парковочных мест.
Полномочия в части архитектуры и градостроительства звучат сейчас следующим образом: утверждение генеральных планов ГО, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, осуществление муниципального строительства, реконструкция объектов капитального строительства на территории ГО, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и т.д.
Рекомендации министерства
Проект Устава был направлен в Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области для проведения предварительной экспертизы. Было предложено дополнить Устав нормой об отклонении отчёта об исполнении бюджета как основания для отзыва главы ГО со ссылкой на статью 264.5 Бюджетного кодекса, предусматривающую, что «в случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц». Только после этого рассматривается вопрос о наличии или отсутствии оснований для отзыва главы ГО.
Предложено также исключить такую форму участия населения в решении вопросов местного значения, как сход граждан, поскольку такая форма применяется лишь в поселениях, где численность не превышает сто человек и отсутствует представительный орган местного самоуправления. Для нашего города такая форма не актуальна.
Понятие мажоритарной системы абсолютного большинства предложено заменить понятием «избирательная система относительного большинства» – в связи с изменениями в избирательном законодательстве. Также предложено уточнить ряд понятий, касающихся бюджетного процесса, размещения заказов для муниципальных нужд, гарантий осуществления полномочий главой ГО, и внести ряд редакционных поправок, которые и были представлены в среду, 24 августа, на очередном заседании городской Думы.
На этом же заседании Устав городского округа был принят народными избранниками.