Аферисты блокируют сим-карты и предлагают пройти флюорографию взамен на доступ к персональным данным
Сотовые операторы имеют обширную клиентскую базу, которая включает все категории населения. Некоторые клиенты, такие как дети, подростки и пожилые люди, привлекают особое внимание злоумышленников из-за своей доверчивости.
Мошенники звонят, представляются сотрудниками мобильного оператора и утверждают, что договор на обслуживание абонента скоро заканчивается и связь отключат. Чтобы якобы избежать этого, мошенники предлагают продлить договор через СМС-код, который приходит во время звонка. С его помощью злоумышленники входят в личный кабинет на «Госуслугах». После этого они получают персональные данные для кражи денег с банковских счетов, оформления кредита, продажи на нелегальных форумах и вовлечения в другие преступные действия. Схема спланирована таким образом, что во время разговора злоумышленник не упоминает деньги и создаёт иллюзию заботы о клиенте, чтобы убедить выполнить действия, которые могут привести к финансовым потерям.
Под видом представителя сотового оператора они предлагают продлить договор или подключить дополнительные услуги, чтобы не было сомнений, что звонок поступил от компании. Если клиент отказывается, мошенник может поставить ультиматум и пригрозить отключить телефон от связи.
Разговор спланирован так, чтобы клиент не успел оценить ситуацию и поддался на уловку. Далее мошенники запугивают потерей связи, после чего сразу предлагают быстрое решение проблемы – предоставить необходимые данные. Клиент, находясь в замешательстве, стремится быстрее решить проблему и легко передаёт мошенникам всю информацию.
Если мошенники получили код из сообщения, а сим-карта перестала работать, необходимо срочно связаться со службой поддержки и прийти в офис оператора для перевыпуска карты.
Кроме того, с помощью браузеров и антивирусных программ можно отслеживать, какие учётные данные были утеряны, чтобы своевременно их заменить.
Ещё одна уловка
Мошенники звонят жертве и напоминают о прохождении флюорографии за счёт средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Подозрений зачастую не возникает, потому что проходить эту процедуру необходимо раз в год.
Звонящий предлагает выбрать для прохождения ближайшую поликлинику из числа реальных медицинских учреждений, выбрать дату и время приёма. И для подтверждения записи просто назвать код из СМС.
Кодом, который назвала жертва, может подтверждаться транзакция по списанию средств с его счёта. Это говорит о том, что злоумышленники получили данные карты, взломали мобильный банк или же с помощью кода из СМС вошли в личный кабинет жертвы на «Госуслугах».
Там мошенники смогут узнать информацию о счетах и доходах человека, которую вместе с данными всех документов можно перепродать. Позднее жертва может обнаружить оформленные на своё имя микрозаймы.
Заветные четыре цифры
Ещё один из вариантов хищения личных сбережений зафиксирован в Камышлове. Там жертвой злоумышленников стала 42-летняя местная жительница. Ей на мобильный телефон позвонила женщина, представившись работницей пенсионного фонда, и попросила сведения о трудовом стаже. Затем будущей жертве пришло СМС с секретным кодом к приложению «Госуслуги». Личный кабинет на портале был взломан, так как гражданка сообщила мошенникам заветные четыре цифры пароля. Дело закончилось тем, что на потерпевшую был оформлен кредит на крупную сумму.
Горе-любовник
Воспользовавшись мобильным телефоном, студент нижнетагильского института решил скоротать вечер в кругу «ночной бабочки». Просмотрев анкеты претенденток, он выбрал понравившуюся девушку и позвонил по указанному в соответствующем объявлении номеру. Трубку взяла некая Мария, которая любезно сообщила адрес в центре города, куда нужно подъехать.
Оказавшись на месте, молодой человек снова связался со «жрицей любви», та, в свою очередь, запросила две тысячи рублей за свои услуги. Деньги необходимо было перевести на карту, туда же требовалось внести залог 15 200 рублей, якобы, за страховку её жизни.
«Горе-любовник сделал всё, что требовалось, не зная, что это было только начало масштабного обмана. Чем только не озадачили его аферисты – и двухуровневой страховкой в размере 70 тысяч, и общением с охранником выбранной им девицы неким Магомедом, которому заплатил ещё 50 тысяч, взятых в кредит. Потом снова позвонил Магомед, сообщив, что любвеобильный юноша его не понял и нужно было перечислить 150 тысяч, что он и сделал. Вымогательство продолжалось до тех пор, пока студент, наконец, не осознал, что угодил в сети мошенников, оставшись, таким образом, и без денег, и без плотских утех. После чего последовало заявление в полицию», – отмечает полковник Горелых.
Как защититься
Чтобы не стать жертвой обмана, специалисты советуют удалять любые сомнительные сообщения, не поддерживать беседу с неизвестными, а главное, не сообщать свои личные данные.
Также стоит обратить внимание, насколько надёжно защищена персональная информация, которая хранится на различных платформах. Пароль из восьми символов, который когда-то считался надёжным, больше не гарантирует защиту от взломов и утечки информации в Сети, отмечают специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества. Такую комбинацию злоумышленники могут взломать в среднем за 39 минут. Современные стандарты надёжного пароля, по словам экспертов, – это минимум 16 знаков, включая спецсимволы, например решётку или звёздочку.
По материалам «РГ» подготовил Игорь ЗАХАРОВ.