В минувшую пятницу Виктор ГРИШИН выступил с традиционным бюджетным посланием к депутатам, работникам органов местного самоуправления и руководителям городских организаций. В нём мэр обозначил основные приоритеты бюджетной политики Лесного на предстоящий 2016 год. Вниманию читателей «Вестника» — основные тезисы послания, которые и определят векторы формирования главного финансового документа города.
«Особенностью составления бюджета на 2016 год является то, что его проект сформирован на один год. С учётом экономической ситуации в стране разработаны два варианта прогноза социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу: инерционный и умеренно-консервативный».
Виктор Васильевич напомнил собравшимся, что Госдумой РФ в преддверии формирования бюджетов всех уровней был принят соответствующий Федеральный закон «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов… на 2016 год», создающий правовые основы для принятия федерального, региональных и местных бюджетов на однолетний период. Что касается двух вариантов прогноза, то инерционный предполагает сохранение минимальной динамики развития местной экономики и снижение инвестиционной активности. Умеренно-консервативный сценарий, в свою очередь, ориентирован на развитие экономики умеренными темпами, стабилизацию процесса инфляции и реализацию намеченных инвестиционных проектов за счёт бюджетных средств и средств организаций городского округа. Проект бюджета, внесённый городской администрацией в Думу Лесного 13 ноября, составлен в соответствии с инерционным вариантом прогноза социально-экономического развития города.
Согласно представленному проекту, напомню, доходные статьи годового бюджета должны составить 1,8 миллиарда рублей, а расходные — порядка двух миллиардов. Источником покрытия дефицита бюджета станут остатки денежных средств в городской казне. Глава Лесного отметил, что уточнение основных параметров бюджета-2016 произойдёт в первом квартале предстоящего года, когда Министерство финансов Свердловской области получит цифры дополнительных доходов в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве, заключённого Госкорпорацией «Росатом» и региональным Правительством. Уточнённый бюджет с большой долей вероятности должен будет стабилизироваться, а возможно — даже стать профицитным.
«Дотация из федерального бюджета пойдёт теперь не на балансировку текущих расходов, а на создание, развитие и поддержку объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Для этого в муниципальные программы должны быть включены объекты, имеющие уже готовую проектно-сметную документацию».
Своевременность составления сметных расчётов для проведения строительных и ремонтных работ на объектах муниципальной собственности, бесспорно, влияет на эффективность расходования бюджетных средств. По мнению Виктора ГРИШИНА, в 2016 году это направление деятельности должно быть взято в администрации на строгий контроль. Не имея готовых проектов, город не сможет заявиться во многие областные программы.
В том же разрезе можно взглянуть и на развитие в Лесном спорта. В связи с изменившимися на федеральном уровне приоритетами, местная власть теперь должна будет сосредоточиться на развитии массовой физической культуры, спорт же высоких достижений отнесли к полномочиям региональной власти. В 2015 году основные направления развития городского спорта были выработаны, однако завершить работу по преобразованию концепции в конкретную муниципальную программу нужно как можно скорее. Глава Лесного поставил задачу доработки и начала реализации этого документа на 2016 год.
Точного прогнозирования требует и сфера жилищного строительства. Застройщики готовы сегодня возводить на Среднем Урале дома для работников бюджетной сферы по цене 35 тысяч рублей за квадратный метр, а банки — выдавать для этого льготные ипотечные кредиты под 8-10 процентов годовых. Однако и тем, и другим нужны гарантии, что их вложения окажутся востребованными. Соответственно, перед городскими властями встаёт задача чётко определить число потенциальных покупателей такого жилья и только после этого планировать соответствующие строительные работы.
«Изменены размеры налоговых отчислений в городской бюджет. Это ставит перед администрацией Лесного задачу активизировать работу с представителями малого и среднего предпринимательства».
В связи с нестабильностью поступления налога на доходы физических лиц на территории Свердловской области в течение 2015 года, единый для всех городских округов норматив его зачисления в местный бюджет был снижен с 3 до 1 процента. Вместе с тем, заметно выросла доля налога, взимаемого с предпринимателей, работающих по «упрощёнке» (упрощённой системе налогообложения), — теперь в городской казне будет оставаться 15 его процентов. Соответственно, развитие частного бизнеса в Лесном способно естественным путём увеличить доходность местного бюджета. Фонду поддержки малого и среднего предпринимательства города в 2016 году предстоит активизировать свою работу по формированию базы данных по объектам, имеющим привлекательность для инвесторов, а также — по проектам создания новых предприятий на территории Лесного.
«В расходы бюджета 2016 года заложено повышение заработной платы только тех категорий бюджетников, которые подпадают под действие Указа Президента РФ и «дорожные карты» (это педагогические работники образовательных учреждений и работники культуры)».
По причине столь жёсткого подхода к бюджетному планированию, подчеркнул Виктор ГРИШИН, со стороны Правительства Свердловской области перед органами местного самоуправления и организациями бюджетного сектора экономики на 2016 год сохраняется задача оптимизации расходов и эффективного использования бюджетных средств. Это делает необходимым чёткую корректировку работы по утверждению муниципальных программ в соответствии с бюджетом. Глава Лесного поручил городской администрации и депутатам Думы продолжить работу над совершенствованием ежегодной процедуры оценки итогов реализации муниципальных программ, обращая особое внимание на достижение целевых показателей и принятие конкретных решений по результатам этой оценки.
Виктор ГРИШИН отметил также необходимость повышения ответственности руководителей бюджетных организаций за расходование казённых средств. Контрольные органы, в свою очередь, должны будут сконцентрироваться не только на выявлении нарушений, но и на их предупреждении.
«Согласно данным соцопросов среди лесничан приоритетным для них остаётся вопрос качества услуг ЖКХ. В предыдущем послании мной уже ставилась задача разработки и реализации плана мероприятий по оздоровлению этой отрасли. Сегодня мы вынуждены признать, что в 2015 году работа шла слабо».
До сих пор не подготовлен чёткий и экономически выверенный план по оптимизации работы системы городского жилищно-коммунального хозяйства. Очередным негативным примером в этой отрасли служит организация обращения с коммунальными отходами в городе. Работа двух предприятий — КБл и ПЖРЭП — остаётся убыточной, что ставит под угрозу как работу городского полигона твёрдых бытовых отходов, так и транспортировку городского мусора.
Задача разработки программы благоустройства дворов — расширения проездов, установки детского оборудования и малых форм — ставилась перед администрацией главой Лесного ещё в 2014 году. Тем не менее реальная программа появилась лишь в середине 2015 года, только после личного вмешательства Виктора ГРИШИНА и настойчивой инициативы жителей. Результатом, как известно, стало улучшение степени благоустройства в 17 дворах, что непосредственно коснулось жителей более чем 30 многоквартирных домов. Мэр настоятельно предложил продолжить этот процесс в 2016 году, подчеркнув, что факты как выполнения, так и невыполнения работ отчётливо видны населению города, у которого формируется соответствующее отношение к органам местной власти.
«Несмотря на уход в 2016 году от составления трёхлетнего бюджета и бюджетного прогноза на 6 лет, нужно смотреть в будущее уверенно, искать точки роста, позволяющие определить вектор развития города для получения дополнительных доходов и снижения зависимости местного бюджета от дотаций из бюджетов других уровней».
Перспективными «точками роста» на предстоящий год Виктор ГРИШИН назвал:
- Развитие института платных услуг муниципальных учреждений, повышение качества предоставления муниципальных услуг, эффективное использование закреплённого за учреждениями имущества (в том числе — путём передачи в аренду или приватизации). Допускать простой или неэффективное использование довольно сильной имущественной базы в нынешних условиях просто недопустимо.
- Инновационно-инвестиционное развитие Лесного. Реализации Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» уделяется большое внимание как со стороны Росатома, так и со стороны Правительства Свердловской области. Формирование концепции ТОР на территории нашего городского округа находится на сегодняшний день в завершающей стадии. Работа городских властей должна быть сосредоточена на обеспечении условий, позволяющих создать прочный фундамент для инвестиционного развития Лесного, так необходимого в существующих непростых экономических реалиях.
- Развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнёрства. Предметом таких концессионных соглашений на территории Лесного могут стать, помимо прочих, объекты коммунальной инфраструктуры: городской полигон твёрдых бытовых отходов, объекты водопроводно-коммунального и электрохозяйства.
Завершая бюджетное послание, глава Лесного напомнил, что работа над главным финансовым документом города продолжится в думских комиссиях, после чего проект ждёт обсуждение на публичных слушаниях. Виктор ГРИШИН с удовлетворением подчеркнул, что в последние годы неравнодушные горожане всё чаще принимают участие в формировании перечня бюджетных приоритетов через обращения в различные общественные институты, и призвал лесничан приступить к принятию бюджета городского округа на 2016 год конструктивно и со всей ответственностью.