Для многих родителей трудность в воспитании детей – справляться с собственными негативными эмоциями. К таким эмоциям можно отнести: тревогу, страх, обиду, гнев, злобу, досаду, разочарование, раздражительность и т.п.
Отрицательные эмоции склонны стимулировать эмоциональную реакцию в других людях. Если кому-то рядом грустно, становится грустно и другому человеку, если кто-то злится, другой нередко начинает злиться в ответ. Чужие эмоции особенно сильно стимулируют чувства другого человека, когда он и так расстроен, что уж тут говорить про детей. Это объясняет, почему иногда трудно бывает выслушать плачущего или сильно расстроенного ребёнка, а в другие моменты родители могут проявить сопереживание без труда. Если у мамы или папы был трудный день и нервы на пределе, выслушать малыша труднее. Стоит ребёнку расстроиться, и неразрешённые чувства взрослого тоже выплёскиваются наружу. Если родители реагируют на негативные эмоции малыша всплеском собственных эмоций, ребёнок чувствует, что выражать некоторые чувства небезопасно, ведь родители больше, громче и сильнее детей, соответственно напор их эмоций больше. Гнев взрослого запугивает ребёнка, и у него пропадает всякое желание впредь делиться своими негативными чувствами.
Родители, желающие научить детей управлять своими эмоциями, должны в первую очередь научиться управлять своими собственными эмоциями. Нужно избавляться от склонности выплёскивать накопленные за день чувства на ребёнка, следует специально уделять некоторое время освобождению от стресса и разрядке эмоционального напряжения.
Чтобы не сердиться на своего ребёнка, не нужно его считать плохим, когда он плохо себя ведёт. Родители должны научиться проводить различие между действием и тем, кто его совершил, тогда гораздо легче будет сохранить спокойствие и занять правильную позицию для решения проблемы.
Для предотвращения гнева нужно приложить все усилия, невозможно и даже нежелательно оставаться абсолютно спокойным при любых обстоятельствах. Для ребёнка необходимо и полезно иногда видеть, что его действия расстраивают родителей. Избегать следует не эмоциональных реакций, а повышения голоса и резких замечаний о личности ребёнка.
С отрицательными эмоциями надо работать по мере их проявления и искать причину не в принципе, а в частности, в тот момент, когда возник гнев, раздражительность или злость, иначе, с такими эмоциями нужно:
- учиться контролировать, т.е. не подавлять, а уметь ими управлять, преобразовывать и гасить сильный энергетический потенциал;
- искать причину их возникновения и устранять её, т.е. работать над собой, менять себя, свои убеждения, поведение и т.д.
Самое главное – всегда помнить, что ребёнка очень легко обидеть, а последствия этой обиды излечить сложно. Нужно ни на минуту не забывать о том, что перед вами – любимый и самый дорогой человечек, который не заслужил плохого отношения к себе!
Более подробно о некоторых негативных эмоциях и о том, как с ними справиться, мы расскажем в следующих выпусках газеты.