Они открывают широкие горизонты для учащихся, объединяют педагогов, детей и родителей и помогают иначе взглянуть на жизнь образовательных учреждений. Их по праву считают режиссёрами учебного процесса, ведь они вдохновляют ребят на веру в себя, на стремление изменить родной город, регион, страну.
Советник директора по воспитанию – так называется штатная должность, которая после успешного пилотного проекта по поручению Владимира Путина массово появилась в школах России в сентябре 2022 года. Президент отмечает, что государство активно занимается развитием сферы образования, вовлечением юных граждан в различные сферы жизни страны – от политики до волонтёрства. Одной из главных составляющих этой работы должно стать сохранение традиционных ценностей и воспитание в молодых поколениях чувства патриотизма.
Согласно статистике, сегодня более 80% молодых людей верят в свои возможности в России: они хотят здесь учиться, работать и создавать семью. Ещё пять лет назад этот показатель был в 2,5 раза ниже. Гордость за страну уже испытывает 91% молодых россиян против 46% в 2020-м. Немалую роль в этом играет взаимодействие подрастающего поколения с социальными институтами, индивидуальная работа с обучающимися, их родителями.
В образовательных учреждениях Лесного новыми специалистами в воспитательном процессе в результате открытого конкурсного отбора «Навигаторы детства 2.0» стали опытные учителя, молодые педагоги, говорящие со школьниками «на одном языке», педагоги-наставники.
«Советник директора по воспитательной работе – это мост между завучем и педагогом-организатором. Первый нацелен на документацию, отчёты. Второй собирает детей на мероприятия. Советники разгружают заместителей, чтобы те не отвлекались от административной бумажной работы, реализуют воспитательные события для ребят и работают согласно федеральному плану», – говорит муниципальный координатор всероссийского проекта «Навигаторы детства» Екатерина Гвоздева.
О своей новой деятельности рассказывают советники директоров по воспитанию в в образовательных учреждениях Лесного.
Артём Пьячев, советник директора по воспитанию в 75-й школе:
– Практически каждую неделю я погружаю ребят в новые, необычные мероприятия как для младшего, так и для среднего, старшего звена. Например, в ноябре на базе нашей школы мы проведём фестиваль «Star Teenager» – танцевальный ринг между учащимися и педагогами. Ближайшее мероприятие пройдёт уже в эту пятницу и будет посвящено Международному дню повара.
Чтобы погружение в общественную жизнь проходило легко и увлекательно, в каждом образовательном учреждении созданы центры детских инициатив – пространства, где ученики могут свободно играть, общаться друг с другом, помогать советнику в организационных вопросах. Кроме того, в каждой школе теперь появились родительские чаты, где советники директора по воспитанию публикуют информацию обо всех школьных событиях, к которым могут подключиться и взрослые.
Я считаю, что моя цель как советника – построить работу так, чтобы сохранить школьные традиции и преумножить нововведения, чтобы дети развивались творчески, становились уверенными в себе, старались проявить себя в разных направлениях.
Должность советника по воспитанию я совмещаю с должностью педагога по ОБЖ, педагога-организатора и с ведением дополнительного курса по мультимедийным технологиям – обучаю ребят монтировать ролики, фотографировать, руковожу медиаотрядом. Стараюсь быть с учениками на одной волне, но при этом сохраняю в себе педагога, ведь упускать детей нельзя. Важно – уметь сохранить баланс. Как в работе, так и в жизни.
Екатерина Статина, советник директора по воспитанию в Полипрофильном техникуме имени О.Терёшкина:
– В должности советника директора по воспитанию я с 1 сентября, поскольку только с этого учебного года её ввели в колледжах и техникумах. Работаю в тесном тандеме с кураторами групп, с педагогом-организатором, с заместителем директора по воспитательной работе, которые здорово поддерживают.
Мы информируем и вовлекаем студентов в проекты детских молодёжных объединений. Например, участвуем в «Команде первых», в проекте «Разговоры о важном», начинаем реализацию проекта «Практическая академия», входим в проект «Волонтёрские отряды первых». Кроме того, как советник по воспитанию, содействую разработке программ воспитания – они меняются в соответствии с профилем обучения студентов.
В новой должности, которую совмещаю с должностями педагога-психолога и руководителя молодёжного объединения «Эверест», я всего полтора месяца, но первые результаты работы уже видны. Так, в рамках дней единых действий 2 октября мы провели день среднего профессионального образования, увеличили охват вовлечения студентов разных курсов в общественную жизнь техникума.
Я считаю, что воспитательную работу нужно развивать и постепенно переводить в форму, которая будет интересной и полезной для молодого поколения. Введение должности советника директора по воспитанию – первый шаг на этом пути.
Надежда Мазырина, советник директора по воспитанию в 76-й школе:
– Моя задача – вовлечь в насыщенную общественную жизнь как можно больше ребят и заниматься их всесторонним воспитанием, в том числе патриотическим. И дети, надо сказать, с интересом становятся участниками различных мероприятий.
В школе мы проводим дни единых действий, которые приурочены не только к традиционным праздникам – таким как День знаний или День учителя, но и к новым – например, День школьных библиотек. Школьники задействованы в подготовке и проведении, что формирует у юного поколения активную жизненную позицию.
Ещё одна моя функция заключается во взаимодействии с детскими общественными объединениями – с «Движением первых», в которое входят клубы «Большой перемены», юнармейские отряды, медиаотряды, с учащимися начальной школы – участниками программы «Орлята России».
Советник директора по воспитанию – это постоянная учёба. С 9 по 14 октября на базе Алтайского педагогического университета я вместе с коллегами из школ Лесного участвовала в курсах повышения квалификации. Мы прошли образовательную программу, чтобы обогатить профессиональные компетенции новыми методиками и воспитательными практиками.
Должность советника директора по воспитанию, на мой взгляд, необходима. Это возможность заметить тихого, но талантливого ребёнка и дать ему шанс реализоваться.
По мнению муниципального координатора всероссийского проекта «Навигаторы детства» Екатерины Гвоздевой, с введением новой должности каждая школа только приобрела дополнительный стимул, дополнительный заряд на дальнейшее развитие.
«Советник по воспитанию – это не строгий педагог. Это, скорее, друг, который умеет выслушать ребёнка, понять и направить в нужную сторону. Советник создаёт классную увлекательную историю, в которую будет интересно влиться детям, учителям, родителям», – отмечает муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства».