Как вы думаете, кем должна мечтать стать девочка, у которой в родне практически через одного – педагоги? Конечно же, учительницей. В детстве все мы играем «в школу», сажая свои игрушки и малышню «за парты», строго спрашивая задания, но не все становимся учителями, отдавая отчёт в том, что к педагогике должно быть призвание.

– Дети – очень чуткий народ, они хорошо различают фальшь, лицемерие, любовь и нелюбовь к себе, – считает Наталья Захарова, директор школы № 74. – Не стоит в классе выделять любимчиков или кому-то выказывать своё пренебрежение. Ни один ребёнок в школе не должен ощущать себя одиноким или обделённым. А для этого детей нужно просто любить и к каждому находить подход.

Да, любить детей, а не только свой предмет. Кому не знакомы ситуации, когда порой несдержанность учителя оправдывается тем, что «зато она лучший предметник»! Нам не нужно особое отношение к нашему ребёнку, и родительскую любовь мы дадим сами. Но что-то же притягивает учеников к педагогам, когда и во время учёбы, и много лет спустя мы называем их своими любимыми учителями!

Для Натальи Захаровой 74 школа, можно сказать, дом родной: сюда она пришла первоклашкой в 1979 году, отлично училась в классе, который считался сильным в учёбе; примером для неё были первая учительница Людмила Николаевна Подувальцева, учитель по математике Валентина Васильевна Бояринцева. Сама Наталья была активной пионеркой, председателем совета дружины школы, комсомолкой, занималась лыжным спортом, стенографией и машинописью, здесь она утвердилась в своей мечте преподавать, сюда же, в свою школу, вернулась учителем математики, в 24 года стала завучем, а в 29 уже возглавляла школу.

В этот, казалось бы, короткий период, буквально врезалась «перестройка» 1990-х, на время лишив в стране всех взрослых нормального заработка, а молодёжь возможности полноценно обучаться. Тогда Наталья была уже студенткой Свердловского педагогического института. Некоторые её однокурсницы, чтобы как-то выживать, даже вынуждены были продавать за бесценок привезённую из дома пряжу, которой с их родителями расплачивались предприятия. Многие студенты тогда переходили на заочную форму обучения.

В родной школе не хватало в то время учителей математики, и директор Валентина Ивановна Авраменкова предложила девушке работу. Благо, в их вузе практика проходила с первого курса, и ей, третьекурснице, не внове было стоять у доски перед учениками. Так она пришла преподавать свой любимый предмет в любимой школе.

В школе № 74 стабильный дружный коллектив, готовый участвовать в любых конкурсах и соревнованиях. Здесь соседствуют опыт и молодость

Наталья Захарова хорошо помнит своё первое классное руководство – пятиклашки-мальчишки и всего три девочки. Тогда она для себя сделала вывод: с парнями работать легче. Начинала, как все: были и слёзы, и переживания, но желания бросить всё и уйти ни разу не возникало. С молодыми учителями работали грамотные методисты управления образования (начальник УО Светлана Александровна Угрюмова), проводились для них семинары, на высоком уровне была система наставничества. У Натальи Владимировны до сих пор хранятся конспекты всех её уроков. «Директорскую путёвку» ей «выписала» тогда директор школы № 74 Наталья Афанасьевна Огнянникова. В дальнейшем она не оставила её без поддержки. Сейчас, будучи уже директором школы, Наталья Владимировна, не теряя квалификации, по-прежнему преподаёт. Подбирает материал, готовит карточки, презентации, как все – заполняет электронный журнал: «Основа-то у нас всё равно учительская. Да и как без детей-то, без общения с ними?»

– Наталья Владимировна, бывает такое, что Вас дети начинают раздражать?

– Нет, бывает просто усталость. Если дети раздражают – в школе нельзя работать. Дети всё замечают и, как лакмусовая бумажка, реагируют на твоё настроение, когда ты входишь в класс.

– На Ваше директорство пришёлся трудный, страшный период социальных игр типа «синего кита» и других. Как вы пережили тот период?

– Всякие ситуации были. До конца это ещё не прошло, так как подобные методики продолжают использоваться злоумышленниками. Здесь важны внимание педагогов и контроль за ситуацией, поддержка со стороны родителей. К сожалению, при возникновении тревожных ситуаций не всегда и не все родители понимают, что мы не враги, действуя в помощь им и их детям – считают, что мы просто наговариваем. Мы внимательно наблюдаем, подготавливаем педагогов, у нас трудятся специалисты – психолог, социолог, логопед, дефектолог.

– Что-то применяется сегодня из прежней системы обучения, или она уже далеко и безнадёжно в прошлом – и всё сейчас новое, и дети другие?

– Наше образование за последние годы не раз подвергалось изменениям, реформам. Но база не должна никуда уйти. На классике, стандарте, который раньше был, новые накладки дают свой функционал. Осенью 2022 года в силу вступят обновлённые ФГОСы – федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы: с 1 по 4 и с 5 по 9 классы. Они освобождены от всего лишнего, стали более конкретными. И действующий учебный план будет приведён к тому соответствию, в котором мы когда-то начинали работать. Ну а дети – да, другие сегодня, более мобильные. И мы используем другие технологии, современные. Школьники ценят тех педагогов, которые перестраиваясь, умеют признавать, что у них что-то не получается, и могут попросить при этом помощи у ребят. Дети с удовольствием откликаются на любые просьбы, демонстрируя свои познания, например, в информационных технологиях. Главное, повторюсь, их любить и видеть в них людей.

– Раньше школа и учила, и воспитывала. Потом было декларировано, что предназначение учителя – учить, а воспитание – удел семьи. Теперь идёт речь о возвращении школе воспитательных функций. Как вы относитесь к этому?

– Я считаю, что воспитание никогда не уходило из школы. Чем хороша система образования в нашем городе – это тем, что всё хорошее, наработанное в доперестроечный период, поддерживалось и сохранялось. Это результат грамотного руководства городом и управлением образования. Правда, пандемия немного внесла свои коррективы, но сейчас снова всё возвращается: и допобразование, и массовые мероприятия, по которым все соскучились. Также возобновлены и шефские традиции: у нас выстроены хорошие отношения с комбинатом «Электрохимприбор».

Не зря мы Лесной называем «городом детства» – здесь всё направлено на развитие наших детей, чтоб им было хорошо. Внешне что-то может видоизменяться, а основа остаётся.

– Что сегодня отличает 74 школу от других школ?

– Кроме того, что у нас есть класс, где по индивидуальным программам занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, к нам несколько лет назад влились классы из расформированной школы-интерната, увеличился и педагогический состав работников; после реорганизации школы № 62 у нас появилась вечерняя школа, в рамках сетевого взаимодействия преподаём «Технологию» для других образовательных учреждений города – сохранены мастерские, гараж автошколы, есть возможность оказывать платные образовательные услуги. В прошлом году на заработанные деньги купили новый автомобиль. В начале прошедшего учебного года в школе № 74 открыта «Точка роста»: современные лаборатории – химико-биологическая, физическая, технологическая. Успешно развивается допобразование.

Да… Беспокойное хозяйство! Теперь понятно, почему Наталья Владимировна труднодоступна для непредвиденных встреч. Даже сейчас, летом, когда позади выпускные экзамены и вечера, она с утра до вечера решает школьные дела. Остаётся ли у неё время на досуг? В своё время её мама передала Наталье любовь к шитью и вязанию, ещё по талону приобрела швейную машинку и научила всему дочку, в жизни ей это пригождается до сих пор – вот только хватало бы времени, которого практически нет. Выкраивать его приходится и для чтения, которое любит она с детства, и на кулинарию, и на садоводство. Если бы не личный автомобиль – вряд ли всё успевалось бы. А ведь Наталья Захарова, Почётный работник образования, уже четыре года, кроме всего прочего, возглавляет городской директорский корпус управления образования.

– Что в школьной работе для Вас самое трудное и что – самое интересное?

– Трудное – это то, что мы отвечаем за жизнь и здоровье детей. К сожалению, разные ситуации случаются, и в нештатных, конечно, бывает тяжело. А интересное – это сами дети. Они всегда разные, они развиваются и дают возможность нам самим развиваться.

– Ваше жизненное credo?

– Уметь прощать.

…В этом году Наталья Владимировна Захарова отметила свой юбилей. На следующий год намечен юбилей школы – 55 лет. Хлопот ещё прибавится – хороших, праздничных. Пусть всё начнётся, пройдёт гладко, и ничто не омрачит неба над головой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста, введите ваше имя