Народный театр: разговор начистоту

0
1977

В канун Нового года Народный музыкально-драматический театр СКДЦ «Современник» представил зрителям свою новую работу — спектакль по пьесе петербургского драматурга Андрея ЗИНЧУКА «Мартышка».

Эта премьера, действительно, стала рождественским подарком для театралов Лесного. Но невольно у меня возникло много вопросов. Почему всё чаще театр выбирает камерную сцену? И с чем связано, что в последнее время режиссёр отдаёт предпочтение пьесам, в которых очень небольшое количество действующих лиц? С этих вопросов начался мой разговор с руководителем театра Сергеем РУДЫМ.

Рудой

Без шанса на халтуру

— Что касается тенденции к камерности… Во-первых, она сейчас прослеживается во всём мире, — рассказывает Сергей РУДОЙ. — Многие театры переносят свои постановки на малые сцены, а иногда даже в больших залах обустраивают камерное пространство. Интимность и вовлечённость зрителя в ткань спектакля становится потребностью к более близкому и доверительному разговору театра и зрителя. В малом зале человеку трудно развалиться и откинуться на спинку кресла. Камерность требует большей эмоциональной отдачи от зрителя. И конечно — от актёра. Здесь трудно солгать. Здесь разговор идёт глаза в глаза. Здесь актёр внутренне полностью обнажён. Ему не спрятаться за рампой, не укрыться за зеркалом сцены или за спиной у партнёра. Когда зритель на расстоянии метра, шанс на халтуру сведён к нолю.

По сути, такая камерность возвращает театр к его истокам. Я говорю о тех временах, когда представление вершилось на площадях, в непосредственной близости от почтенной публики. Возможно, именно это и сделало театр самым любимым и самым демократичным видом искусства в мировой культуре. Но это уже тема для рассуждений театроведов. Разумнее предположить, что у приверженности к камерной форме есть в том числе и экономическая подоплёка. Ведь понятно, что спектакль на малой сцене в основном менее затратен…

— Безусловно, формат камерных спектаклей, в большинстве своём, не требует большого бюджета. Но, честно говоря, этот момент меня не очень сильно интересует, — признаётся режиссёр.

— Нельзя в искусстве всё сводить только к финансовой составляющей. Конечно, можно выстроить дорогие, красивые декорации, пошить парчовые костюмы, «залить» сцену навороченными световыми изысками, но если актёру и режиссёру нечего сказать зрителю… Это никому не будет интересно. Придут люди, полюбуются на эдакую красоту, и через пятнадцать минут — полчаса максимум зрительный зал будет абсолютно равнодушен к тому, что происходит на сцене. Вот и всё! Кроме того, сейчас очевиден огромный интерес к моноспектаклям. К примеру, на прошлогоднем Международном фестивале в Похвистнево Самарской области, где наш Народный театр показал спектакль «Монолог в никуда» по мотивам повести Н.Гоголя «Записки сумасшедшего» и был удостоен звания лауреата, из двадцати постановок, представленных в конкурсной программе фестиваля, семь — это моноспектакли. А такой спектакль изначально предполагает камерность, которая создаёт особую, неповторимую ауру сценического действия.

Существует и другой аспект. И он немаловажен. В СКДЦ «Современник» много различных по жанрам и направлениям творческих коллективов и объединений, которым для работы необходима большая сцена. Прибавьте к этому десятки мероприятий и гастролей. И в такой плотной загруженности большого зала театру крайне сложно планировать репетиции, которые длятся не один месяц, оформлять сцену на длительный срок декорациями конкретного спектакля. И слава Богу, у театра есть малая сцена, на которой без особого ущерба для интересов других творческих коллективов можно спокойно и добротно осуществлять свои творческие замыслы.

нмдт

Нет права на молчание

Сейчас принято сетовать, мол, публика уже не та, она хочет от театра только развлечений. Действительно, часть зрителей именно этого и ждёт, приходя в театр. Но, оказывается, далеко не всем хочется надрывать животики от шуток «ниже пояса» заезжих, пусть и знаменитых гастролёров…

Народный театр Лесного старается говорить со своим зрителем о тех вещах, которые имеют неоспоримое нравственное и духовное значение для каждого. 27 февраля в театре планируется премьера спектакля по мотивам пьесы Ольги Ширеновой «Сказки сквозь камни». Это драматическая история, основанная на реальных фактах. Здесь главные герои — подростки. Со своими, как им кажется, вечными и неразрешимыми проблемами. Они пытаются получить ответы на многие вопросы от своих родите лей, от общества, в котором они живут. Они очень хотят быть услышанными и понятыми в этом непростом, циничном и равнодушном мире взрослых. Многие из них в поисках ответов на эти вопросы подходят к краю бездны, за которой нет ничего, кроме вечной пустоты. Как помочь им, придавленным камнями равнодушия, увидеть мир в другом, более ярком и радужном свете? Как убедить их в том, что они очень нужны, что в этом непростом и противоречивом мире есть место для доброты, человеческого тепла и понимания? И театр, как считает Сергей Рудой, не вправе закрывать на это глаза и делать вид, что в этом мире всё замечательно…

— Очень не хочется в данной ситуации прятать голову в песок, как страусы, — говорит режиссёр.

— Я двадцать два года проработал в школе-интернате. У меня было достаточно времени и возможности хорошо узнать и понять, как живётся в этом мире детям, не обласканным, а часто лишённым родительской любви, домашнего уюта и вселенской радости. Для меня эта тема чрезвычайно близкая и важная. И сегодня у меня есть уникальная возможность говорить об этом языком СЦЕНЫ. Не молчать, а говорить. Для меня и для нашего театра это продолжение разговора, начатого год назад постановкой спектакля «Песочница». В нём главные герои — куклы, забытые на детской площадке. Но как легко читались и были видны в той истории живые лица брошенных и ненужных детей…

Спектакли Народного театра, особенно за последние годы, далеки от конъюнктуры, от желания бестолково развлекать публику. Театр ставит перед собой задачу поднимать вечные темы добра и зла, противостояния любви и ненависти… Я видела, как молодые люди стоя аплодировали актёрам нашего театра после спектакля «Банкрот» по пьесе великого А.Н.Островского. Как после спектакля «Вечер» утирали глаза и с трудом могли говорить пятидесятилетние мужчины. Значит, ещё остался зритель, который жаждет того, что древние греки называли катарсисом — очищением через сопереживание. Сам Сергей РУДОЙ говорит так:

— Ещё никто не отменял духовную и нравственную миссию театра. Великий Станиславский утверждал, не важно, каким человек придёт в театр, важно, каким он из него уйдёт.

Возрастная аритмия

И тем не менее проблема выбора репертуара существует. И она тесно связана с другой, весьма непростой ситуацией в театре.

— Сейчас в театрах, особенно столичных, большой спрос на классику, — говорит Сергей РУДОЙ.

— И особенно он велик среди молодёжи. В Петербурге молодые люди буквально ломятся на додинский спектакль по Достоевскому «Бесы», на «Дядю Ваню» по Чехову… Люди соскучились по хорошему литературному языку, по интересной драматургии, по разговору о том, что по-настоящему важно, ценно и потому — вечно. Именно поэтому в репертуаре Народного театра появился и «Медведь» Чехова, «Банкрот» Островского, и «Монолог в никуда» по Н.В.Гоголю, и другие спектакли. Но, к сожалению, в настоящее время нам очень сложно брать в работу произведения русской и мировой классики с большим количеством действующих лиц. Причина тому — недостаточность актёрских ресурсов. Это на сегодняшний день серьёзная проблема. Я назвал бы эту ситуацию «возрастной аритмией». Для решения этой проблемы потребуется время и пополнение труппы актёрами в самом востребованном для сцены возрасте, от 30 до 45 лет. При выборе драматургического материала режиссёр в первую очередь ориентируется на актёрский состав, его возможности и, конечно, на возрастной диапазон труппы. Я читаю достаточное количество пьес. И чаще всего это чтение ограничивается первой страницей, действующими лицами, с указанием их возраста. Один из примеров. Сегодня в моей режиссёрской папке лежит замечательная пьеса патриарха советской, российской драматургии Алексея Николаевича Арбузова «Воспоминание». Большинство ролей в этой пьесе есть кому сыграть из актёров нашего театра. Но нет, к сожалению, в труппе актёра на одну из главных мужских ролей. Он должен быть в возрасте от 27 до 35 лет. Очень жалко. Но верю, что мы обязательно вернёмся к этому потрясающему драматургическому материалу…

Не съедобен!!!

Но почему возник дефицит актёров среднего возраста? До сих пор театр не сталкивался с такой проблемой. Как выяснилось, этому есть целый ряд объективных и субъективных причин… Сам Сергей Рудой не очень любит об этом говорить. И тем не менее…

…В 2008 году театр оказался без жёсткой руководящей руки режиссёра. Что бы ни говорили теоретики о демократии в труппе, о синтетической природе театра, о сотворчестве актёра и режиссёра, практика доказывает иное. Это самое сотворчество возможно только при жёсткой диктатуре режиссёра-лидера. Без этого амбиции и, чего уж там кривить душой, эгоизм творческих личностей просто-напросто разваливают одно общее дело. Увы, примеров тому много. Именно это и произошло в своё время с театром, когда он оказался в ситуации фактического «безвластия». И когда у руля встал Сергей Рудой, актёр, вчерашний собрат по цеху, многим сотоварищам оказалось трудно принять это. Нашлись даже те, кто «за глаза», а некоторые и в глаза говорили ему, мол, всё, театр умер. Ан нет, поторопились, господа. Как говорил великий комбинатор, «слухи о моей смерти сильно преувеличены». И тут уместно было бы вспомнить и другого великого. На этот раз — Георгия Товстоногова. Возглавив ленинградский БДТ, на первом же собрании труппы он поставил актёрскую братию в известность: «Знаю, здесь съели многих режиссёров. Но хочу предупредить — я не съедобен». Сергей Рудой с такими заявлениями не выступал, но, как показало время, он тоже не вписывается в обеденное меню злопыхателей всех мастей. В результате часть актёров, которые забыли об этике, о дисциплине и творческом долге перед коллективом, покинула труппу. Жаль. Среди них были и очень талантливые люди, которых сейчас не хватает нашему театру. Но, видимо, смена главного режиссёра не обходится без потерь. И это касается не только любительского театра, но и профессионального. Такую ломку в своё время пережили и МХАТ, и БДТ, и «Современник», и многие театральные коллективы. Наш театр тоже — не исключение. Не все и не сразу приняли в своё время Вячеслава ВАСИЛЬЕВА, а позднее — Виталия СТАРЦЕВА.

— Когда я возглавил театр, главной целью было сохранить коллектив, его основное ядро, — рассказывает Сергей РУДОЙ. — Я всеми силами старался восстановить нормальный, естественный процесс подготовки и выпуска спектакля. Кем-то я был услышан. Кем-то, к сожалению, нет. Объективности ради, не могу сказать, что это было выжженное поле и мне приходилось начинать всё с ноля. Нет. В театре оставались прекрасные актёры, большинство из которых меня поняли и поддержали. И я им искренне за это благодарен. Было очень трудно, но мы достойно прошли этот период творческого возрождения. Трудно иногда объяснять некоторым людям, что личные, эгоистические амбиции разрушают живой творческий организм, вредят его полноценному развитию и совершенству. Хороший актёр работает на сцене не на себя, а на партнёра. Только в этом случае рождается яркий актёрский ансамбль, рождается истинное сопереживание и сотворчество. От этого выигрывают все, по обе стороны рампы. Как действующий руководитель театра, я прекрасно понимаю, что для полноценного развития и функционирования любого творческого организма нужна свежая кровь, театру нужна, просто жизненно необходима молодая, талантливая поросль, которая через определённый отрезок времени достойно заменит наших замечательных «СТАРИКОВ». Да, природу не обмануть, и надо к этому относиться философски, а не эгоистически, по принципу: «А после нас хоть потоп». Но ведь вновь приходящие в театр и должны учиться у наших замечательных ветеранов. Вбирать в себя всё ценное и важное, накопленное временем и людьми, творившими и творящими славную историю нашего театра.

Уже шестой творческий сезон при театре работает коллектив-спутник, основу которого сегодня составляют подростки от 13 до 17 лет. Почти половина из них — мальчики. А это для подросткового театрального коллектива, где традиционно больше девочек, — редкость. В творческом арсенале юных актёров работа в таких спектаклях, как «Новогодняя история» по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Варежки», «Вечер» Алексея Дударева, музыкально-поэтический спектакль «Белый снег войны», посвящённый 70-летию Великой Победы, «Песочница» по пьесе Махмудова. В большинстве из названных спектаклей юные актёры играли на одной сцене вместе с признанными мастерами любительской сцены. Среди них: Наталья ПОРОТНИКОВА, Анатолий ПИЛИГРИМОВ, Сергей ШАЙНОВ, Наталья БЕРСЕНЁВА, Татьяна АЛТУХОВА, Сергей СЫРОВ. Это был бесценный опыт постижения азов мастерства для юных актёров.

Вместо эпилога

Сейчас Народный театр живёт нормальной повседневной жизнью. Репетирует, ставит новые спектакли, участвует в фестивалях и конкурсах различного уровня.

В прошлом творческом сезоне театр порадовал зрителей тремя новыми постановками. Актёр театра Сергей Сыров стал лауреатом премии главы Лесного «Успех года — 2015». На счету коллектива — множество наград отраслевых, всероссийских и международных конкурсов. В этом сезоне зрители уже увидели премьеру спектакля «Мартышка». В конце февраля нас ждёт встреча с молодыми артистами театра в спектакле «Сказки сквозь камни». А в апреле ожидается ещё одна постановка, в которой зрители увидят давно полюбившихся актёров. Но об этом позже… Важно, что театр жив и, несмотря на все трудности продолжает идти вперёд. Сам Сергей Рудой постоянно держит себя в высоком творческом тонусе, участвуя во всероссийских творческих лабораториях, семинарах, мастер-классах, которые проводят ведущие театральные педагоги и режиссёры. Сегодня нельзя отставать от времени и тех веяний, которые оно диктует. У Народного театра Лесного большие планы. И пусть они непременно сбудутся.

Почти через два года театру исполнится 60 лет. И к этой знаменательной дате театр начинает готовиться уже сегодня. Удачи и вдохновения любимому театру. Новых премьер и новых творческих открытий!

Предыдущая статьяЗнакомьтесь — сэр Костя Новосёлов
Следующая статьяГде же тепло, или Почему мы замерзаем?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя