Лесной – один из немногих городов Свердловской области, в котором дети продолжают обучаться шесть дней в неделю – с подельника по субботу. Многие родители категорически против «старой» шестидневной системы. Неоднократно, да практически ежемесячно, в редакцию обращались с вопросом, известно ли что-нибудь о переходе на пятидневную неделю для учеников? Эти вопросы адресовались не только «Вестнику», но и руководству Управления образования города. И теперь вопрос решён. Почти…
От кого зависит переход на пятидневный формат обучения, как изменится учебный процесс, что ждёт учеников «второй смены», каков родительский мотив перехода на пятидневку – мы спросили у начальника Управления образования Лесного Алексея Парамонова.
– Алексей Павлович, почему в городе до сих пор действует шестидневный формат обучения?
– Шестидневная неделя позволяет более равномерно распределить учебную нагрузку и обеспечивает больший объём учебных занятий для детей в школе.
– А как чаще всего родители обосновывают желание перехода обучения с шести дней на пять?
– Основным аргументом становится то, что дети мало видят своих близких. Это действительно достаточно серьёзный мотив, потому что в семьях, как правило, родители в будни работают много, порой задерживаются, и времени на общение с детьми остаётся мало. Существует дефицит общения детей с мамами и папами, бабушками, дедушками, это реальная проблема. Поэтому, конечно, при пятидневке для детей появляются новые возможности для семейного общения, важно, чтобы это живое общение действительно было.
Кроме того, одного выходного дня школьникам не хватает для полноценного восстановления сил после учебной недели, что сказывается на их здоровье.
– Что поменяется для школьников при переходе на пятидневку?
– Требования к организации образовательного процесса в школах изложены в ряде основополагающих документов, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и Федеральная основная образовательная программа (ФООП). Основные изменения коснутся количества уроков – для учеников со 2 по 11 класс их количество сократится на три урока в неделю.
То есть, если, например, при шестидневке в 5 классе максимальная нагрузка в неделю – 32 учебных часа, то при пятидневке будет 29.
– Получается, что учебные часы и дни сократятся, но не пропорционально. Если при шестидневке максимальная учебная нагрузка для восьмиклассника составляет 36 часов – это по шесть уроков в день и один выходной. А при пятидневке – 33 часа, по семь уроков в трёх днях из пяти, но два выходных. Не будет ли это большой учебной и эмоциональной нагрузкой для детей?
– Помимо ФГОС и ФООП существуют санитарные правила, которые устанавливают гигиенические требования к расписанию и регулируют соотношение более сложных и простых к усвоению детьми предметов – уроки должны чередоваться в течение недели. В любом случае школы скорректируют расписание занятий и внеурочной деятельности, кружковой секционной работы.
Также с переходом на пятидневную неделю объём домашнего задания не подлежит изменению. То есть увеличение числа уроков не означает, что домашнего задания должно быть больше.
– То есть детям, получающим дополнительное образование или занимающимся в спортивных секциях, придётся «подвинуться» в своём расписании?
– К сожалению, да. При принятии решения о переходе на пятидневку важно, чтобы все родители понимали, что пятидневная неделя несёт и минусы. Конечно, школы постараются смягчать негативные моменты.
– В санитарных правилах говорится о максимально допустимом весе школьного рюкзака. С учётом увеличения количества уроков в день не будет ли он превышаться?
– Да, есть указания и рекомендации, связанные с тем, чтобы масса учебных материалов, которые предоставляются детям, не превышала определённого уровня. Для этого, например, учебники сейчас часто издаются в мягкой обложке. Мы также дополнительно указываем руководителям образовательных учреждений и педагогам на то, что следует реже использовать общие тетради, чтобы дети не перегружались.
Пользуясь случаем, напомню родителям, что один из способов разгрузить портфель ребёнка – не давать ему с собой в школу тяжёлые гаджеты, другие устройства и предметы, не связанные с учебным процессом.
– Повлияет ли переход на пятидневку на детей, обучающихся со второй смены?
– В Лесном только в 75 и 72 школах организована вторая смена. Если решение о переходе будет принято, то школы, работающие в две смены, будут обеспечивать соблюдение санитарных требований и прав школьников и при пятидневном режиме работы.
– Изменится ли школьное питание при переходе на пятидневный формат обучения?
– Здесь всё остаётся по-прежнему. Бесплатно завтраками в школах кормим учеников первой смены начальных классов и детей льготных категорий. Ребята, которые учатся во вторую смену, в обязательном порядке должны получать обед. И они его получают. В то же время родители могут по собственному желанию покупать обеды для своих детей. Шесть или пять дней в неделю – значения не имеет. Здесь правила едины, они соблюдаются и будут соблюдаться.
– Какие уроки «исчезнут» при переходе на пятидневный формат? Затронет ли это основные учебные предметы?
– Учебный план школы делится на две части: обязательную часть – единую во всей стране, и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые школа совместно с учениками и родителями может определить самостоятельно. Например, ввести новый предмет или направить учебные часы на увеличение объёма преподавания уже имеющихся предметов. В полном объёме остаются русский язык, литература, иностранный язык, математика, естественнонаучные предметы, информатика, музыка, изобразительное искусство.
– Получается, что физическая активность детей в школе сократится.
– Да, именно этот аспект здоровья при переходе на пятидневку, нас очень волнует. Сейчас дети менее активны, есть и те, кто страдает ожирением. Сокращение в учебном плане количества часов физкультуры – это и будет «ценой» перехода. В то же время во всех школах сейчас работают спортивные клубы, возможности для занятия физической культурой школьников расширяются. Мы же помним, что Лесной – спортивный город, и администрацией муниципалитета много делается для популяризации физической культуры и спорта. Каждый человек, в том числе и ребёнок, может найти для занятий какой-либо вид спорта по душе и заниматься. А у родителей в освободившийся выходной появится возможность вместе с ребёнком пойти в спортзал, бассейн или устроить семейную тренировку на спортивных площадках города.
– Сохранятся ли четверти и каникулярное время?
– Да. Неизменными останутся продолжительность учебного года и каникул.
– От кого зависит переход школы на пятидневку?
– В соответствии с действующим законодательством, решение о переходе на пятидневный формат обучения принимает образовательная организация самостоятельно, с обязательным учётом мнения участников образовательного процесса – родителей и органов государственно-общественного управления. В течение прошлого учебного года Управлением образования совместно с директорами школ прорабатывался вопрос о возможности, перспективах и рисках перехода на пятидневную форму обучения с нового 2024-2025 учебного года.
Школы должны в течение лета донести до родителей всю информацию, провести родительские собрания. И если родительская общественность однозначно проголосует за переход, то он и случится.
Конечно, и у шестидневки, и у пятидневки есть свои плюсы и минусы. Решение – за родителями и школами. Но смогут ли сами школьники перестроиться на новый процесс? Будут ли успевать в кружки и секции? Или два выходных действительно улучшат образовательную ситуацию Лесного? Всё это покажет новый учебный год. А вернуть шестидневку всегда возможно, опять же, с согласия родителей.