Photo by Mikhail Nilov from Pexels

С вопроса: «А для каких целей вам нужен кредит?» – скоро начнут разговор с гражданином сотрудники банков, если он попросит у них денег.

Положение о том, что подобный интерес к клиенту финансового учреждения должен стать обязательным, может появиться в самое ближайшее время, если законопроект об этом станет полноценным законом.

Никакого нарушения прав человека в подобной постановке вопроса нет. Это очередная попытка спасти наших граждан от телефонных мошенников, которые буквально вынуждают человека бежать в банк и оформлять кредиты, тут же переводя их аферистам. С мошенниками сегодня пытаются бороться полицейские, Центробанк, но главное слово всё-таки за законодателями.

Несмотря ни на какие усилия, телефонное мошенничество, итогом которого становится кредит и воровство этих денег, победить не удаётся. Аферисты только расширяют свою аудиторию за счёт самых уязвимых – пенсионеров.

Сегодня мошенники буквально затаскивают обманутых граждан в банки. Они не дают человеку даже на минуту оторваться от телефона и прервать диалог. Давление и непрерывный разговор – это, если так можно выразиться, визитная карточка мошенников.

Никакие беседы и расcпросы со стороны банковских служащих в этой схеме даже не подразумеваются. Поэтому, когда у сотрудника банка есть возможность поговорить с человеком, тот как бы «приходит в сознание» и понимает, что случилось что-то не то.

В полиции рассказывают, что некоторые телефонные мошенники даже сами сопровождают в отделение банка обманутых граждан и просят представлять себя близкими родственниками.

Есть зарегистрированные МВД случаи, когда именно такие сопровождающие вызывали у банковских работников подозрения и они звонили в полицию. Но внимание сотрудника банка к клиенту, а особенно к его психическому состоянию, разговоры с ним «о жизни» – это пока не обязанность финансового учреждения, а исключительно добрая воля его сотрудников. Понятно, что и ответственности никакой для банковских служащих за невнимание к клиенту нет.

Напротив, сплошь и рядом фиксируются случаи, когда телефонные мошенники смогли заставить гражданина взять кредит, и не один, перевести им деньги, а банк не только остаётся в стороне, но даже после возбуждения полицией уголовного дела о мошеннических действиях до последнего борется в суде за то, чтобы кредит выплачивал именно тот человек, на кого он оформлен.

Известны далеко не единичные случаи, когда банки опротестовывали решения судов, которые вставали на сторону обманутых граждан и принимали решение, что надо поймать обманщиков и заставить именно их возвращать долг банку. Но финансовым учреждениям было важнее получить свои деньги. Ведь мошенника ещё надо поймать. А обманутый заёмщик – вот он.

Но если такой законопроект превратится в закон, то банки должны будут удостовериться, что гражданин самостоятельно, по своей воле заключает договор. И что он намерен исполнять его условия и платёжеспособен.

Новый закон будет обязывать банки разъяснять своим клиентам все «последствия заключения договора займа под влиянием насилия, угрозы, обмана или на крайне невыгодных условиях».

Кредитные организации будут обязаны вести аудиозапись разговора с заёмщиком при обращении с вопросом о кредите.

– Эта аудиозапись поможет следствию установить, находилась ли жертва под психологическим воздействием при заключении договора потребительского кредита. И на её основе будет решаться вопрос, исполнил ли банковский работник установленные требования, задал ли гражданину все необходимые вопросы, будет ли гражданин возвращать кредит, отданный мошенникам, или банк будет признан потерпевшим по делу о мошенничестве, – подчеркнул автор законопроекта, зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артём Шейкин.

В самом тексте законопроекта есть очень важный момент, на который стоит обратить особое внимание. Он о том, что в случае невыполнения кредитной организацией всех перечисленных условий договор о займе признаётся недействительным, а заёмщик освобождается от обязанности возвращать денежные средства.

По заявлению автора документа законопроект в Думу планируется внести уже после новогодних праздников.

Наталья КОЗЛОВА, «РГ».

Материал подготовлен в рамках договора
о взаимном сотрудничестве с редакцией «Российской газеты».

Предыдущая статьяЗаконы декабря
Следующая статьяПешеходы, дети и горки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя