Моя дружная многодетная семья

А.Климов

А.КлимовНаш разговор с Александром КЛИМОВЫМ, завершающий цикл публикаций об СКДЦ «Современник», касался уже, собственно говоря, не творчества, не людских судеб, не каких-то фактов жизни и деятельности коллектива яркого, заметного во всех отношениях культурного учреждения. Он шёл в русле: вспомним, оценим, пофилософствуем — ведь всё самое главное уже в газете сказано, остались лишь лёгкая грусть и волнующий поэтический флёр. Однако…

 — Александр Михайлович, Вам никогда не приходило в голову, что все мы — актёры в этой жизни, постоянно играем какую-то роль?

— Приходило, и не раз. Более того, выбрав однажды себе роль или, так скажем, образ, стараешься придерживаться его канонов, его окраски всю жизнь. Нет, не то чтобы строишь (лепишь из себя) один раз пай-господина и менторски требуешь от других такого же положительного резонанса — если ты, например, руководитель. Просто однажды решаешь для себя: быть справедливым, учиться и учиться всегда и всему, причём везде, в какую бы командировку ни приехал; лень — неприемлема вовсе, ответственность, трудолюбие и исполнительность -качества, без которых никуда; творчество — хорошо, но где вкус, движение вперёд, развитие?!

Все эти категории, в принципе, больше всего волнуют, как правило, руководителя. Но коль уж мы заговорили о сцене жизни, значит, умолчать о партнёрах на этой сцене — всём моём, таком разноплановом, таком неординарном и таком родном КОЛЛЕКТИВЕ — просто невозможно.

Моя сцена жизни (получается — буквально) — подмостки «Современника». На них я поднялся тридцать лет назад (хотя вообще-то я с детства в культуре). В Свердловск-45 приехал в 1979 году. Работал на комбинате, занимался самодеятельностью в ДК, были в моей жизни молодёжное творческое объединение, потом — работа в ДК, гастроли по местным клубам, вскоре стал заместителем директора. В 1997 году назначен директором ДК «Современник».

Я знаю наизусть не только сцену в самом непосредственном понимании этого слова -каждую её выбоинку, каждую щербинку в полу, я, как дом родной, знаю весь ДК, ориентируюсь во всех подвально-чердачных помещениях, в близлежащей территории, я изучил «свет» и систему освещения, «звук» и систему озвучания, знаю, когда «строит» инструмент и когда «не строит» — отлично знаю, чувствую все музыкальные инструменты (играл когда-то на баритоне в духовом оркестре, пел в молодёжном ансамбле вместе с женой Наташей, слух есть, вкус — думаю, ещё не устарел); меня по-настоящему заботят, буквально подрыва ют, отнимают массу сил крупные проблемы, например, затянувшийся ремонт.

— Ну, а ещё настоящий ДК начинается с тех, кто здесь тебя встречает.

— Именно так. И всё просто: коллектив «Современника» для меня — моя большая, дружная многодетная семья, со всеми удачами и переживаниями, всплесками побед и рутиной каждодневности, взаимопониманием и маленькими капризами ранимых творческих натур. И я всё это безумно люблю. Мне здесь беспокойно и в то же время необычайно хорошо и покойно. Мы здесь все свои, одно целое.

А что такое последний звонок, извещающий о начале представления в большом концертом зале?! Это всякий раз для меня -маленький стресс. Это старт самому лучшему чувству на земле: ожиданию чуда перевоплощения, праздника, погружения в ирреальный мир театрального спектакля, выступления звезды, концерта. Человеку, раз пережившему сотворение такого чуда от самого его зарождения — трудоёмких репетиций, взлётов и падений фантазии, ссор и слёз, педантичных тренировок и вдохновения — до вот этого, предваряющего, звонка, когда зрители уже в зале, свет медленно гаснет и на освещённую сцену выходят… А по окончании — зал стоя аплодирует. Нет, это словами не опишешь. Так вот, человеку, хоть раз это пережившему, отсюда уже не уйти.

Всю эту сказку, всякий раз новую, с другими героями, под другую музыку и вообще совсем не так, как в предыдущий раз, вам преподносят наши замечательные самодеятельные творческие коллективы и пестующие их, воспитывающие их работники СКДЦ.

— Вы недавно сказали: каждому руководителю достаётся личный отрезок времени в истории. Как бы Вы охарактеризовали свой?

— В лихие девяностые было много чисто административной работы:переход в статус муниципального учреждения, борьба за самостоятельность, попытка выжить на заработанные деньги и даже сменить имидж. Сейчас правительством внедряется новое — единое — задание в муниципальные учреждения: «Бюджет, ориентированный на результат». Мы — бюджетное учреждение, которое раньше работало по смете, теперь по муниципальному заданию. Нам дадут денег, но лишь в ответ на достигнутые результаты, подразумевающие в первую очередь массовость посещений наших мероприятий горожанами. Основная же задача была и остаётся незыблемой: организация досуга наших горожан, предоставление широких возможностей населению бесплатно заниматься творческой самореализацией. Но сейчас большое значение придаётся ещё и сохранению, распространению и развитию фольклора во всех областях творчества: музыкально-вокальном, хоровом, танцевальном, прикладном, художественном. Как и свою корпоративность, крепкую дружбу, мы свято охраняем традиции. А в традициях (ещё ДК Свердловска-45!) — живое, искристое и придающее драйв народное творчество.

— Поездки, костюмы — извините за прозу — это на какие средства?

— Часть — бюджетные субсидии, часть — помощь градообразующего предприятия комбината «Электрохимприбор», других спонсоров, часть — вложения родителей тех ребятишек, что занимаются в кружках, секциях, коллективах, какую-то часть зарабатываем сами (женский клуб «Златоцвет», платные услуги по ведению концертов, мероприятий за пределами СКДЦ и «Родника», клуба Чащавиты — наших подразделений). Не забывайте, ещё ведь и заработная плата, и формирование призового фонда, и налоги, и междугородние поездки, и переговоры. Каждого участника самодеятельности (или коллектив) надо одеть, обуть для сцены, причесать, озвучить, осветить, увезти-привезти, накормить в поездке, поселить, позаботиться о комфорте. И это всё — деньги. Зарабатываем пока мало. Но вплотную, по сути, этим плохо занимались. Надо бы взяться посерьёзнее.

— О конкуренции с миром заполонивших нашу жизнь информационно-коммуникационных технологий: как Вы думаете, программы и формы деятельности вот таких СКДЦ, как наш, способны ещё удержать большое количество людей на своих мероприятиях?

— Вы знаете, НАШ контингент зрителя и участника у нас был, есть и, я уверен, останется нам верен. Причём он с каждым годом всё моложе. Хореографические, театральные, вокальные коллективы обновляются и сменяются бесконечно. А в закрытом городе такие учреждения, как наше, особенно востребованы: занятия творчеством в коллективе единомышленников (в мире, где всё платно, а здесь — бесплатно), вот этот выплеск энергии, чувство того, что ты где-то нужен, тебя ждут, твоими творческими умениями восхищаются — это всё не заменить ничем. И кто по-хорошему «отравлен» самодеятельным творчеством, того не перетянут компьютер, Интернет, ТВ, боулинг. Тем более что в СКДЦ замечательные руководители, недаром их коллективы имеют звания Народных, отмечены массой наград и дипломов.

Что же касается зрителя — а он у нас довольно своеобразный, менталитет лесничанина тот ещё, скажу я вам: на Лукинского во второй раз не пойдём, а «Синюю птицу» встретим трижды за два года под овации. Так вот, что касается зрителя: есть и верный зритель у наших концертов и сценических мероприятий. И вообще, все самые значимые городские мероприятия проходят именно в «Современнике».

Да, наша задача всё время усложняется, и именно потому, что мы в постоянной конкурентной среде — одно телевидение чего стоит! Мы должны искать новые формы работы, привлечения как можно большего количества людей — и взрослых, и маленьких — в стены СКДЦ: и в качестве участников художественной самодеятельности, и в качестве зрителей. Думаем в ближайшее время провести анкетирование и очень надеемся, что горожане искренне укажут нам на ошибки в работе, предложат что-то новое, неизведанное. А главное -не останутся равнодушными. Сам я об этом думаю беспрестанно. Да, я думаю о «Современнике» всё время. Может, тривиально это прозвучит, но это так. У меня даже сны про центр, и в них я всё время что-то меняю в «Современнике».

— Признаться, я не ожидала встретить в Вас романтика. По слухам, человек Вы во всём определённый, трезво оценивающий любую ситуацию, порой довольно жёсткий, особенно в кадровой политике.

— Да, не выношу разгильдяйства, безответственности, всю жизнь с этим борюсь. Не люблю, когда мной манипулируют. Но людей, умеющих работать и с уважением к своей работе относящихся, люблю и всегда поддерживаю. У нас, кстати, довольно стабильный коллектив. Многие проработали здесь по 15-20 и более лет, к сожалению, во вспомогательных службах текучесть кадров большая. Горжусь тем, что умею поддержать любое стоящее творческое начинание, всегда спешу помочь, лишь бы не завязнуть в рутине, лишь бы двигаться вперёд.

Другое дело, нам не хватает многих профессионалов. Нет молодых артистичных ведущих — зарплата низкая, энтузиасты «работать концерты» дома и на выезде, к сожалению, не просматриваются. Нужен, например, музыкальный режиссёр: мечта нашего коллектива и моя многолетняя — возродить оперетту, музыкальные спектакли, мюзиклы. Конечно, необходим и дирижёр. Есть голоса, есть музыканты, есть академический хор, есть желающие заниматься, выступать в спектаклях, но нет тех, кто бы эти спектакли мастерски поставил.

А люди, у нас работающие, действительно особенные. Разумеется, крутятся на языке имена всех, кем восхищаюсь, кому хотел бы сказать спасибо за труд, верность делу, оригинальность и творческий напор. Но не буду этого делать — вдруг кого-то пропущу! Не прощу тогда себе. Пусть мои коллеги знают: мне дороги они все.

— Ваше заключительное слово, Александр Михайлович!

— Дорогие мои! Я признаюсь вам всем в своей искренней любви, и в канун юбилея нашего замечательного Социально-культурного досугового центра желаю вам, вашим воспитанникам полёта и вдохновения, добра и счастья, высочайшего наслаждения, которое человек может получать только от творчества! Удачи всем и неувядающей молодости сердец!

Предыдущая статьяИ нет на свете слов дороже слова «мама»!
Следующая статьяДорОги нам дОроги, но не любые!..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя