День учителя – не просто профессиональный праздник. В идеале это день, когда каждый учитель осознаёт значимость своей профессии и радуется, что выбрал именно её.
В преддверии 5 октября «Шестой элемент» не мог не вспомнить свою выпускницу, а теперь уже молодого преподавателя Ксению Ковалёву (Глазкову).
Сегодня Ксения Игоревна (именно так называют её дети) – учитель английского языка школы № 171 в Екатеринбурге. Она выпускница нашего объединения, многие дети и подростки знают её как воспитателя оздоровительного лагеря «Солнышко», в котором Ксения работает практически каждое лето, а то и зиму. В этом году Ксюша закончила факультет международных отношений УрФУ, прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербурге, где получила специальность – учитель английского языка. В нашей беседе она с удовольствием поделилась своим мнением о профессии учителя и пока ещё небольшим, но всё-таки уже опытом.
– Ксения, с детьми какого возраста тебе приятнее всего работать и почему?
– Каждый возраст интересен по-своему. У учеников начальной школы «горят глаза», они очень хотят получать новые знания. А ещё они такие ласковые! После уроков мы всегда обнимаемся на прощание – такая своеобразная традиция. С учениками средней школы можно уже что-то обсуждать, делать интересные проекты и проводить игры, они всегда готовы в них участвовать. Ну, а с учениками старшей школы просто интересно общаться, как со взрослыми людьми. Любопытно выслушать их мнение, поделиться своим опытом, согласиться в чём-то или нет. Так что, каждый ребёнок уникален и интересен.
– Как ты считаешь, современные подростки отличаются от тебя и твоих сверстников в школьные годы?
– Родители воспитывали меня строго. Я всегда выполняла домашние задания и всегда открыв рот слушала учителя. А сейчас ученики спокойно могут сказать «нет, Вы не правы» или «а я думаю иначе». И это прекрасно! Это даёт нам почву для дискуссий и размышлений, а значит, мы развиваемся вместе. Спасибо моим ученикам за такую возможность.
Я уверена, что если не всё, то многое исходит от семьи. Детей нужно воспитывать в такой атмосфере, чтобы через много лет они захотели создать здоровую и полноценную семью – с мамой, папой и детьми. Это залог нормального общества. Если ребёнок рос, «как в поле трава», то ему будет гораздо сложнее создать в будущем крепкую семью – сломанное детство может всё загубить в зародыше.
– Насколько важно следовать правилам?
– Важно. Во взрослой жизни гораздо больше негласных правил, чем думают выпускники. За годы обучения в школе необходимо подготовить детей к тому, что так или иначе правила придётся соблюдать.
– Какие чувства ты испытывала, переступая порог новой для тебя школы? С какими трудностями ты уже успела столкнуться в своей работе?
– Чувство огромной радости. Я люблю свою новую школу! В первые дни обошла все её уголки. Здесь все стараются создать атмосферу уюта, «второго дома». Мне было комфортно прийти сюда и начать работать. Особенно хочу отметить коллектив учителей – никогда не забуду ощущение собственной нужности и важности (учителей очень не хватало).
Я столкнулась с одной-единственной трудностью – фразой от своих учеников: «английский не пригодится мне в жизни». Обычно все аргументы разбиваются об неё. Приходится убеждать, исходя из интересов и увлечений ребёнка.
– Не думала ли ты вернуться в родную школу?
– Конечно, думала. Очень скучаю по родной 76-й школе и любимому Лесному. Время всё расставит по местам, может быть, мне ещё предстоит учить ребят родного города.
– Ты молодой специалист, есть ли у тебя секреты, как заинтересовать учеников?
– Мой секрет прост – хотя бы иногда «отлипать» от учебника и придумывать что-нибудь интересное. Гораздо увлекательнее учить, когда ты вовлечён в игру или обсуждение. В основе моей работы лежат традиционные подходы преподавания английского. Конечно, в своей работе я опираюсь и на авторские методики – очень полезно прислушаться к профессионалам. И ещё коплю «от себя» – для уникальности! Ну и, конечно, учителю следует всегда улыбаться и быть открытым. Мы все люди, и это порой бывает очень сложно сделать. Но ничто так не отбивает желания учиться, как грустный или злой учитель.
– Как ты считаешь, отличает ли тебя что-то от других учителей?
– Зачем мне искать отличия от других? Каждый учитель имеет свой характер и свою уникальность. Надеюсь, моё мировоззрение находит отклик в сердцах моих учеников.
– Многие учителя считают, что их предмет чуть ли не самый важный в школе. Как ты думаешь, насколько важен твой предмет?
– Мой предмет – звено в большой цепочке. Невозможно быть образованным, не зная языка международного значения. Ровно так же, как нельзя быть образованным без знания математики, литературы и истории своей страны. На мой взгляд, всё это формирует разностороннюю личность.
– Ксения, как ты считаешь, должен ли учитель вмешиваться в жизнь детей, не связанную с образованием?
– Должен, но в пределах разумного. Учителю следует помочь родителям оградить ребенка от вещей, которые могут угрожать его жизни или здоровью. Но важно не переступить границу. У ребёнка должно быть личное пространство.
– Согласна ли ты с современной системой образования?
– Ломать – не строить, я не очень люблю что-то критиковать. Скажу одно – современная система образования в России оценивает ребёнка по бальной системе, а это может быть не очень объективно в каких-то конкретных случаях. Ребёнок может нервничать, болеть, лучше владеть устной речью, а не письменной. Мы должны помогать детям становиться всесторонне развитыми и думающими, а не учить их «тыкать» в правильный тестовый вариант ответа.
– Совпало ли твоё представление о работе учителя с реальностью?
– Думала, что буду сильно уставать. Но нет, всё наоборот – оказалось, сил хватает на общение с детьми и после уроков. Это сближает и помогает в дальнейшем процессе обучения.
– Влияет ли работа в школе на личную жизнь?
– Мне повезло – мой муж разделяет мой интерес к профессии учителя. Мы вместе работаем воспитателями в «Солнышке», иногда вечером можем обсудить методики преподавания или какие-то интересные случаи. Дети дают нам большой заряд энергии. Это помогает хорошо себя чувствовать даже после работы.
– Есть ли у тебя своя собственная «формула успеха», и как она звучит?
– Успех приходит к тому, кто живёт в гармонии с собой, а этого можно достичь, если у тебя есть любимое дело и любимые люди рядом.
В лице Ксении Игоревны (теперь и мы будем называть её именно так!) редакция «Шестого элемента» поздравляет всех учителей и педагогов с прошедшим праздником. Бывшему юнкору пожелаем невероятных успехов и крепчайших нервов, в непростой профессии, которую она выбрала, они точно пригодятся.
Алина Кульпина