4 февраля начальник ЦМСЧ № 91 Сергей ХРЕБТОВ выступил перед депутатами городской Думы, чтобы «из первых рук» дать информацию о нынешнем состоянии дел в медсанчасти.
О сложностях, с которыми медикам Лесного, равно как и их коллегам из других закрытых городов, пришлось столкнуться в последнее время, неоднократно писали местные средства массовой информации. Начавшийся в 2011 году процесс перевода российского здравоохранения на единую, так называемую «страховую модель» особенно больно ударил по ЗАТО – территориям, где десятилетиями складывалась совершенно иная структура медицинских учреждений, а перед их сотрудниками ставились другие, более масштабные задачи. С целью обеспечения необходимых условий для полноценного функционирования уникальных градообразующих предприятий в наших городах строились многопрофильные стационары, позволяющие обеспечить пациентов высокотехнологичной медицинской помощью, специализированные диспансеры, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники, женские консультации, аптеки, службы скорой медицинской помощи – все эти учреждения, воспринимаемые нами зачастую как «данность», далеко не всегда доступны обычному человеку на «большой земле». Однако авторы реформ уделить должное внимание особенностям закрытых городов, видимо, не сочли нужным…
Хотели, как лучше…
В самом начале своего доклада перед народными избранниками Сергей ХРЕБТОВ сделал акцент как раз на сути происходящих в здравоохранении изменений. На смену практике «двухканального финансирования» (когда средства в медучреждение поступали одновременно из бюджетов Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС)) пришло финансирование «преимущественно одноканальное», сместившее приоритет определения задач, стоящих перед медиками, и финансирования их выполнения в сторону коммерческих и полукоммерческих страховых компаний. По сути, государство минимизировало собственное участие в этом процессе, предложив схему взаимоотношений «работодатель – ФОМС – страховая компания – учреждения здравоохранения». Тем самым была предпринята попытка сделать деятельность страховщиков более «прозрачной», а общий алгоритм оказания медицинских услуг – более понятным и единообразным. Сегодня же приходится констатировать, что всеобщая «уравниловка» редко приводит к чему-то хорошему. Впрочем, история доказывала это всем нам уже неоднократно.
Казалось бы, выделяемые на здравоохранение деньги, по замыслу реформаторов, должны были просто перейти из одного «раздающего» кармана в другой, после чего всё вернулось бы на свои места, упростив ведение бухгалтерии, но… на деле ситуация разворачивается иначе. Во-первых, тарифы на оказание той или иной услуги подверглись заметной корректировке: грубо говоря, если государство готово было платить за конкретное действие специалиста, скажем, 10 рублей, то ФОМС предлагает 5, а то и 3 рубля. Кроме того, заменив собой гарантированный источник государственного финансирования, страховые компании, как и прежде, оплачивают фактически выполненные работы, то есть опираются не на масштабы и специфику медучреждений, а лишь на объёмы оказанных ими услуг. При этом обязательными услугами признаны далеко не все из ранее существующих.
Новая модель финансирования и связанные с ней нормативы совершенно не учитывают специфику гораздо более развитой инфраструктуры медучреждений в закрытых городах, жители которых всегда имели дополнительные объёмы и гарантии за счёт средств федерального бюджета.
Из-за резкого сокращения поступающих в ЦМСЧ № 91 средств только за 2014 год в Лесном были закрыты отделение сестринского ухода, кожно-венерологический диспансер, бассейн в детской поликлинике… Все эти направления оказались просто выброшенными «за борт» нынешних общеустановленных стандартов, а значит – не могут финансироваться страховщиками. Структура и штат городской медсанчасти вынуждены вставать на те же «рельсы», по которым движутся учреждения здравоохранения наших «открытых» соседей: Нижней Туры, Качканара, Кушвы. При этом расставаться с привычным уже положением дел оказались неготовыми ни медики, ни, согласитесь, мы с вами.
2015: падение продолжается
Бюджет 2014 года, сокративший федеральное финансирование ЦМСЧ № 91 в сравнении с 2013-м сразу на 35%, в газетных публикациях годичной давности руководство медсанчасти называло «тяжёлым» и «кризисным». Скорее всего, где-то в глубине души каждый тогда ещё верил, что трудности рано или поздно закончатся, скоропалительные решения будут отменены и всё вернётся «на круги своя». Однако реальность оказалась не столь приятной: обнародованные в декабре минувшего года новые нормативы вновь сократили планируемое поступление федеральных средств втрое, а январь добавил к этому ещё и общее для всей России 10-процентное снижение расходов бюджета. В результате – 2015 год пройдёт для ЦМСЧ под знаком уменьшения и без того кризисной прошлогодней сметы ещё на 44 процента!
Осознать масштабы сокращений лучше всего позволит статистика. Так, в рамках «оптимизации» руководство медсанчасти вынуждено было объединить два детских стационарных отделения в одно: в 2014 году число коек в них уменьшилось с 60 до 35, а в январе этого года – до 30. При этом по нормативу, обеспечивающему финансирование от ТФОМС, должно их быть и вовсе 18!
|
Такие изменения, разумеется, не могут не сказаться на штатном расписании медицинских учреждений. Более чем 20-процентное сокращение общего коечного фонда привело в 2014 году к увольнению почти 50 сотрудников. Ещё около ста – уволились сами. К 1 февраля нынешнего года штат ЦМСЧ уменьшился ещё на 19 единиц. Самым тревожным при этом является то, что если первые сокращения удавалось делать, по большей части, за счёт технического и обслуживающего персонала, то сегодня под угрозу попадает уже и квалифицированный медицинский персонал. Число специалистов в современной истории ЦМСЧ № 91 никогда ещё не было столь малым…
Без кадров – нет перспектив
Поскольку сфера здравоохранения давно выведена из компетенции муниципалитетов, городские власти никоим образом не способны помочь медсанчасти материально: нарушение данного постулата завершится иском из прокуратуры и санкциями за превышение служебных полномочий. Впрочем, не о финансовой поддержке просил депутатов и Сергей ХРЕБТОВ. Обращаясь к «думцам», начальник медсанчасти прежде всего предложил сосредоточить внимание на решении кадровых проблем сферы здравоохранения в Лесном.
Постоянные усилия руководителей ЦМСЧ в этом направлении в последнее время практически не приносят результата. Не исправляют ситуацию ни командировки «кадровиков» в институты и училища, ни объявления в средствах массовой информации других городов. На официальном сайте ЦМСЧ № 91 извещения о потребности в специалистах самых разных профилей (травматолог, невролог, отоларинголог, кардиолог, эндоскопист, терапевт) уже не первый месяц висят с пометкой «СРОЧНО!», но воз, как говорится, и ныне там…
Из-за острого дефицита врачей в Лесном перестало существовать травматологическое отделение медсанчасти. После трагической гибели его руководителя Виктора НАТОЧЕГО врачи вынуждены были проводить на работе по 340-350 часов в месяц, что явно превышает не только установленные нормы, но и возможности человеческого организма. В результате пришлось значительно сократить объёмы оказываемых услуг, реорганизовав целое отделение в травматологический пост в составе хирургического стационара.
|
Приходится признавать: зарекомендовавшие себя профессионалы из других городов не хотят менять «насиженные места» на новые без заметного увеличения в зарплате, а выпускники вузов не готовы ехать в наш город без гарантированного комфортного жилья, которое через несколько лет ещё и можно было бы перевести в собственность. Подобная практика, кстати, есть в других ЗАТО, но ресурсы муниципального жилья в Лесном не всегда позволяют выделять необходимое число служебных квартир, да и Федеральный закон о приватизации, ограничивающий её бесплатное проведение первым марта 2015 года, не добавляет пока оптимизма в рассмотрение таких возможностей…
В сумме всего вышесказанного ясным становится одно: сидеть и просто ждать новых решений «сверху» сегодня просто нельзя. К проблемам медсанчасти должны подключиться и городские власти, и руководство комбината «Электрохимприбор», и общественные институты Лесного в самом широком своём проявлении. О продолжающемся обострении ситуации нельзя молчать. Иначе совсем скоро даже пытаться сохранить в городской медицине будет уже нечего…
Так что же делать?
Взяв слово первым из депутатов, заведующий психоневрологическим диспансером ЦМСЧ № 91 и член городской Думы Владимир ИВАНОВ подтвердил, что ситуация, в которой в связи с проводимой оптимизацией оказались медики Лесного, действительно очень непроста. И если латинское слово «optimus», от которого и происходит понятие оптимизации, означает в словаре «наилучший», то на деле нужно говорить не только об отсутствии улучшений в сфере здравоохранения, но и о весьма серьёзных деструктивных процессах.
Фонды медицинского страхования, проработавшие 15–17 лет зачастую «как бог на душу положит», получили в свои руки новые обязательства, но, к сожалению, продолжают работать по старым «лекалам», при которых не было необходимости учитывать особенности таких городов, как наш. Именно на совершенствовании отношений с федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и предложил сосредоточиться в настоящее время Владимир Васильевич. Учитывая опыт предыдущего года, когда десятки писем от руководителей и общественников Лесного ушли в адрес федерального и областного Правительства, Госдумы, Общественной палаты, ИВАНОВ предложил сформировать постоянно действующую рабочую группу из числа «думцев», которая могла бы заняться координацией необходимых на сегодня действий и мониторингом ситуации. Основным адресатом её нынешних обращений, по мнению депутата, должны стать как раз страховые фонды.
Часть прошлогодних обращений от городских чиновников и общественников на самые разные уровни власти действительно возымели заметный, но, к сожалению, временный эффект. Так, благодаря рассмотрению вопроса на уровне Государственной Думы, Совета Федерации, Минздрава, Общественной палаты и руководства политических партий, удалось довести значимость проблемы до Президента ПУТИНА. Он даже дал поручение вынести медицину закрытых городов в отдельную строку бюджета, но чуть позже накал вопроса «нивелировался» в коридорах Правительства, почти не изменив на данный момент общую ситуацию.
Тем не менее озвученных с самых высоких трибун договорённостей пока никто не отменял. Так, к 1 апреля 2015 года ФМБА России и Федеральному фонду ОМС поручено пересмотреть существующие тарифы для закрытых городов в сторону их увеличения; к 1 мая должна быть готова расшифровка понятия «особые социальные гарантии для населения», обозначенная в Законе о ЗАТО. Её отсутствие сегодня не позволяет ссылаться на этот документ при обосновании особой модели существования учреждений здравоохранения в наших городах. Понимая, что даже самый оптимистичный вариант развития этих событий принесёт необходимые изменения лишь в 3–4 квартале года, нельзя забывать, что напряжённость вокруг обсуждаемой проблемы есть уже сегодня. Более того – растёт она практически день ото дня, безжалостно подтачивая сформированный годами монолит городской медицины. А значит, откладывать вопрос «на полку», как и было сказано выше, уже невозможно.
На фоне сказанного идею скорейшего формирования рабочей группы и повторной актуализации темы финансирования учреждений здравоохранения ЗАТО в Москве поддержало явное большинство депутатов Лесного. Заместитель председателя городской Думы Александр ГОРОДИЛОВ напомнил, что подобные проблемы испытывают сейчас и все другие города нашей «системы», а значит – самое время «сверить часы», попытавшись перенять друг у друга наиболее успешный опыт решения стоящих вопросов.
Курс – на платную медицину?
Вопрос, тревожащий в нынешней ситуации многих лесничан, начальнику ЦМСЧ озвучил депутат Евгений ГОРДЕЕВ: «Не является ли всё происходящее подготовкой обывателей к тому, что в ближайшее время за медицинскую помощь придётся платить?»
Сергей Дмитриевич подтвердил, что подобная точка зрения имеет право на существование. Более того, всё чаще речь идёт о замене медицины «государственной» на медицину «национальную» (выстроенную, как предполагается, уже в разрезе частно-государственного партнёрства). Однако и здесь существуют свои «подводные камни». Так, медсанчасть Лесного, к примеру, при всём желании не может сегодня оказывать необходимое количество платных услуг, которые помогли бы ей, в том числе, держаться на плаву и в финансовом смысле. Законодательство чётко определяет, что коммерческая деятельность в сфере реализуемых учреждениями направлений может начинаться лишь тогда, когда полностью выполнены все нормативы бесплатных для пациента услуг. Вот и выходит, что при кадровом голоде и ограниченности числа потенциальных получателей медпомощи (город-то закрытый), ЦМСЧ всеми силами старается прежде всего сохранить имеющиеся объёмы, финансируемые страховщиками, и лишь потом ищет пути заработка. «Замкнутый круг» при этом заключается в том, что такая система, с одной стороны, по-прежнему гарантирует доступность услуг населению, с другой – фактически не позволяет учреждениям должным образом развиваться.
Почему же тогда уже не первый год квалифицированных врачей из Лесного можно встретить в медицинских центрах Нижней Туры, где они проводят приёмы и консультации в свободное от основной работы время? Прежде всего, даже если говорить о бюджетных учреждениях, Нижняя Тура в силу меньшего населения имеет и более низкие численные значения нормативов. Обладая возможностью привлекать пациентов из соседних населённых пунктов, туринские медики закрывают их раньше, обеспечивая себе возможность предоставлять и платные услуги. Что же касается коммерческих медицинских центров, работа которых основывается уже на совсем иных принципах, то в них занятость врачей ЦМСЧ № 91 – скорее, показатель высокого класса наших специалистов. И если предприниматели Лесного сумеют организовать подобный бизнес и на территории нашего города, уезжать в Туру, а значит и увозить туда деньги наших налогоплательщиков, сотрудникам медсанчасти не придётся.
Обстановка вокруг сферы здравоохранения в Лесном складывается действительно весьма непросто. Руководители города, депутаты местной Думы, члены Общественной палаты готовы уже сегодня прилагать максимум усилий, чтобы попытаться выровнять ситуацию. Немало зависит, разумеется, и от слаженных действий коллектива ЦМСЧ № 91, которому, как ни жаль, по крайней мере, ещё несколько месяцев придётся работать в условиях настоящего кризиса. Обсуждение этой острой темы на страницах городских газет, несомненно, продолжится…