В это особое время, когда мы вынуждены находиться дома на самоизоляции, когда переделана вся домашняя работа, а телевизор и компьютер надоели, не грех вспомнить какое-то из своих увлечений. Они всегда грели душу, а сейчас явятся настоящим подарком. Только возьмите в руки кисти, нитки, резцы… Да мало ли сердечных привязанностей, украшающих окружающий тебя мир!
У него – миниатюрная резьба по дереву. Художественная, обычная, кружевная и плоскорельефная. Объёмная скульптура. Резьба, во многом повторяющая старинный, исконно русский промысел, возникший в России ещё в XVI веке. Помните? Свистушки-сопелки, медведь и мужик у наковальни с двигающимся молотом, птицы, лисы, портсигары, шкатулки, курительные трубки и матрёшки? Всё это – Великий Устюг, Киров, Якутия, Сергиев Посад, Урал с чугуном, Север с берёстой. Всё это известные и горячо любимые народом творения рук человеческих и места, где по сей день рождаются шедевры.
И всё это для Сергея Анисимова – огромная кладовая творчества. С учётом второй её, кстати сказать, составляющей – произведений миниатюрной японской декоративно-прикладной пластики нэцкэ – фигурок, выполненных из дерева, слоновой кости, рогов и клыков хищников, фарфора, коралла, янтаря, черепахового панциря. И пусть он не знаменитый Ямато Моногатари, рука его, творческий полёт души и необычайная тонкость исполнения мини-экспонатов заслуживают того же уважительного внимания и восхищения. И в этом убеждаешься, только взглянув на работы Сергея Витальевича.
А они разные. Самая маленькая размером в два с половиной сантиметра, кулончик для внука. Самая большая – ваза в 25 см высотой с деревянными розами. Вот изумительная фигурка скорпиона. Надо изучить кое-какую литературу, чтобы северянину сделать так точно африканское ядовитое чудище, когда, увидев его, хотелось воскликнуть: «Какой хорошенький скорпиончик!»
Большая группа игрушек-зверушек, символов всех месяцев года, знаков зодиака по китайскому календарю. Все они запоминающиеся, каждая со своим характером. И везде – тонкий юмор: необычная деталька в одежде или выражении «лица», смешной колпак, хохочущая мордаха (так и хочется погладить брюшко у маленького толстячка на счастье, как у толстячка Хотэя нэцкэ, или подержать на удачу какую- нибудь зверушку или птичку за хвост, как держит за хвост золотого карпа Эбису нэцкэ.
А вот что-то знакомое. Кажется, автопортрет? И опять самоирония: дедуля (а у Сергея Витальевича трое внуков) совсем-совсем лысый. Гладь дедулю, не хочу! Или ещё: знакомое, худое, словно выточенное лицо: хранитель оптики. Очень, надо сказать, необычная подставка для очков. Но лицо хранителя, лицо… Это совсем не истукан с острова Пасхи (истукан удерживает вторую подставку).
Но есть и более весомая тема: иконы. Сергий Радонежский, Спас, Святая княгиня Ольга… Экспонаты выполнены совершенно профессионально. Как говорит автор: «Устал юморить, захотелось серьёзной работы». Она удалась, эта работа.
Первые пробы резца состоялись в 1976 году, когда пришёл из армии и ждал оформления на комбинат «Электрохимприбор». Был ещё спорт, были книги (очень любит литературу о природе, перечитал не раз Пришвина, подшивки журнала «Охотничьи просторы», интересуется историей, технической литературой), но чего- то не хватало. Понял: вот этого кропотливого творчества, которым начинал заниматься ещё в школе, в кружке изостудии, потом резки, где красили в чёрный цвет листки фанеры, а затем наносили графические рисунки, позже переходили к плоско-рельефному изображению.
Всё с годами забылось, хоть руководитель и говорил тогда: «У тебя неплохо получается, займись всерьёз». Забылось. И вот пришло вновь.
– Тогда, после армии, приобрёл в магазине детских товаров заготовки – набор деревянных брусков, высушил их, набросал карандашные эскизы будущих фигурок (персонажей детских сказок и книг), и пошла работа, – вспоминает Сергей Витальевич. – Больше всего понравилась в качестве материала липа. Перебирал в лесу сухостой, вырезал куски в 12-15 см вместе с корой, вымораживал всю зиму, потом высушивал, получал прекрасный материал. Как- то сделали обрезку лип во всём городе. Заготовил тогда много сырья для будущей работы. Часто бываю в лесхозе, и там тоже меня снабжают прекрасным материалом из обрезков. А ещё пополнил набор резцов, сделал для себя сам новые резцы из старых ножовок.
Это увлечение прошло у него, можно сказать, через всю жизнь. Но сам мастер считает, что самых вершин пока не достиг, хоть и занимается резьбой уже более сорока лет. «Есть время, есть деревяшка, есть идея – садишься и с удовольствием режешь, – говорит Сергей Витальевич. – А времени сейчас масса, пенсионер ведь!»
Почти все свои работы он дарит родным, друзьям, знакомым. Так что, если понадобится собрать выставку (а она вполне созрела!), придётся потрудиться. И он рад. «Люди умеют ценить красоту и беречь дружбу, – говорит Сергей Витальевич. – Подумал на днях: может, сделать деревянную умирающую молекулу коронавируса? А потом решил: нет уж. Эту гадость никто даже в руки не возьмёт. Пусть мои подарки- фигурки остаются для людей хранителями тепла домашнего очага, дарителями богатства, мужества, любви, долголетия и счастья».