Дети обладают искусством манипулирования для достижения желаемой цели. Если некоторые идут на конфликт или подчиняются, то манипуляторы используют эффективное оружие воздействия на родителей скрытыми способами.
Малыши с раннего возраста понимают, что между плачем и вниманием родителей есть сильная взаимосвязь. Как же удобно манипулировать на чувстве жалости! С возрастом стремление вызывать это чувство сохраняется и может стать повседневным способом общения с окружающими и средством для решения всех проблем.
Тема сострадания и жалости широко используется в обычной жизни. Можно легко достигнуть желаемой цели и при этом не обязательно тратить силы и добиваться чего-либо. Можно просто порыдать или сделать жалостливый вид – и цель будет достигнута. Недаром существует популярная фраза: «Пять минут позора, и ты – в шоколаде». Не только дети, но и многие взрослые добиваются желаемых результатов, «играя» на чувстве жалости к себе.
Дети-манипуляторы изо всех сил показывают родителям, как им плохо и одиноко, как они несчастны и слабы. Вызывая жалость, они добиваются, чтобы родители растаяли и сделали всё, что им нужно.
Как же бороться с таким негативным поведением у детей, как манипулирование жалостью? И кому они подражают?
Именно родители являются наглядным примером для подражания у ребёнка. Они показывают своей жизнью и взаимоотношениями, как необходимо себя вести. Ребёнок чётко копирует модель отношений, которая присуща семье. Родителям стоит помнить, что основной причиной детского поведения, основанного на манипулировании чувством жалости, является их собственное поведение.
Если вы не хотите, чтобы ваши дети росли манипуляторами, то необходимо проанализировать собственное поведение. Не стоит винить окружающих в своих проблемах и пытаться переложить ответственность на других. Психологи не рекомендуют постоянно жалеть себя на глазах у детей. Только правильное поведение родителей и их позитивное настроение дадут ребёнку наглядный пример построения здоровых отношений в семье без манипулирования на чувствах.
Психологи считают, что жалость – это слепая любовь, которая только вредит человеку. В воспитательном процессе лучше не жалеть ребёнка, а научить его проявлению милосердия. Слова «жалость» и «милосердие» не являются синонимами. Жалость – это порыв, сиюминутное чувство, а милосердие – это состояние души. Проявление жалости – это значит сочувствовать и ничего не делать, а проявление милосердия – это значит предпринимать что-либо для помощи тем, кто в ней нуждается.
На самом деле, «дедовские» фразы: «Поплачет – успокоится», «Побольше поплачет, поменьше пописает» – чаще всего работают. Если не обращать на слёзы внимания, после нескольких безуспешных причитаний дети действительно понимают, что плач – неэффективная манипуляция.
Подготовлено по материалам сети Интернет.