Малинин: лирика и немножко нервно…

А.Малинин

Вечером 15 октября на сцене СКДЦ «Современник» с концертной программой «Люблю и пою!» перед лесничанами выступил народный артист России Александр Малинин. Его имя не требует рекламы, его творческий талант любим несколькими поколениями на большом постсоветском пространстве, не стал здесь исключением и наш город – достаточно вспомнить, что в не так давно выходившей на местном телевидении передаче «Желаем счастья!» практически в каждом её выпуске звучала просьба «поставить песню Малинина».

А.Малинин

Почти земляк – Александр Малинин родился и вырос в Свердловске, «король романса» посетил Лесной в финале гастрольного тура по Сибири и Уралу. И его у нас ждали! Большинство билетов было выкуплено, едва появились афиши о концерте, а в день выступления певца в зале не оказалось свободных мест.

И вот – «Я хотел въехать в город на белом коне…» – звучат слова первого романса, о страсти и обмане, о порушенной дружбе и тяжёлой расплате, о… Но не будем сетью прозы пытаться ловить смысл, который, раздвигаясь в пространстве и меняя внешние образы, ускользает в неподдающемся чувственном мире музыки. А слушатели погружаются в него, доверившись завораживающему голосу Малинина. С Александром мы вновь (в который уже раз!) переживаем пронзительную боль-любовь-тоску по родине белого офицера, в романтичную летнюю ночь открываем для себя ценность любимого человека как «дар неразгаданных тайн и далёких миров». Певец дарил нам глубоко лиричные, проверенные временем и народной любовью песни, шутил, с долей самоиронии делился особенностями звёздного пути и секретами психологии артистической личности. А зрительный зал, сначала интеллигентно-робкий перед мэтром эстрады, но уверовавший, что шумные аплодисменты и громкие «Браво» благодарно приветствуются, сбросил внутренние оковы и в ответ щедро купал певца и музыкантов в дружных овациях и восторженных криках.

Понравились слушателям новые песни в исполнении Малинина –  «О любви иногда говорят громко шёпотом», «Просто останься». Нашла свой отклик и недавно вошедшая в репертуар, удивительно красивая композиция «Две души». Неизменно частью концертных программ Александра Малинина стали песни, посвящённые прекрасной половине человечества, нынче – эпично-фольклорная «Русская, смелая, гордая» и динамично-спортивная «Будь первой» – своеобразный гимн современной сильной женщине. Стоит ли говорить об ответной реакции публики, учитывая, что большую её часть составляли те, кому эти песни и посвящаются!

зрители

В середине концертной программы, взяв пятиминутную паузу, Малинин оставил своих музыкантов «наедине» с залом, чем они тут же и воспользовались, чтобы продемонстрировать своё высокое индивидуальное мастерство в инструментальной композиции «Небесное танго» (виртуозное соло на гитаре – Вадима Чебанова). И вновь на сцене – Александр Малинин, уже успевший сменить строгий концертный костюм на свободную блузу и джинсы.

Звучит мелодия песни, по первым её нотам я узнаю давно и нежно любимую – «Напрасные слова»! Неожиданно – ведь память прочно хранит в себе образ гусара в красном ментике. А здесь – джинсы!? Вступает певец, льются волшебные строки: «Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала…» И о чудо! – на наших глазах происходит необыкновенное преображение, – та особенность настоящего артиста, подмеченная в 16-летнем пареньке музыкальным педагогом и распахнувшая перед ним двери сначала студии эстрадного искусства при Свердловской областной филармонии, затем – Уральского народного хора, потом выдвинувшая в солисты ансамбля песни и пляски Уральского военного округа.

Малинин не просто поёт, он преображается и живёт в песне: здесь и сейчас испытывая титаническую страсть любви, огонь желания, холодный страх отказа,  острую боль разлуки, тоску по невосполнимой утрате, гордое отчаяние вызова непреодолимым обстоятельствам, – неэкономно, как только что рождённая звезда, выплёскивая в пространство массы эмоциональной энергии, сгорая, сжигая дрова и мосты.

«В расплавленных свечах мерцают зеркала…» На секунды закрыв глаза, словно входя в гипнотический транс, Малинин возвращается к нам юношей из далёкой «Юрмалы-88», словно не было десятков лет, с острым, чётким, благородным профилем, с голосом чистого серебра. И уже не важно, во что он одет, – пригубив из «волшебного мрака бокала», мы перемещаемся в эпоху «Серебряного века», в дворянские усадьбы 19-го столетия.

…Июль 1988-го, первая встреча с Малининым. В доме, за моей спиной, чёрно-белый телевизор, фоном звучит музыка с третьего конкурса молодых исполнителей «Юрмала-88». Внезапно что-то останавливает моё внимание, голос – как из серебра, чистый и звонкий, нежно-тонкий, трагически незащищённый и в то же время уверенный и сильный. Его высота растёт, звук летит в самое небо, и на этой высоте что-то со звоном обрывается во мне, точно туго натянутая струна, а звон от неё продолжает звучать, вибрировать, соединяется с летящим серебром и увлекает за собой, даря свободу и наслаждение. Странно, прошло столько лет, а они не сгладили остроту ощущения.

Автограф А.Малинина

И незабываемая малининская «Коррида», не сравнимая ни с чем по энергетике, актёрской наполненности, внутренней раскрепощённости исполнителя. Представление о силе влияния Малинина на наше поколение могут дать два высказывания. Журналист из «Комсомолки» Юрий Филинов писал: «Коррида» стала просто неповторимым триумфом конкурса. Ни один конкурсант за всю историю «Юрмалы» не вызывал такого восхищения, как Малинин. Он потряс, заставил замереть и задохнуться от ощущения свободы». Поэт Юрий Рыбчинский, сочинивший для Малинина немало замечательных песен: «Молодое поколение, желавшее перемен… увидело тогда себя: нервных до истеричности, нежных до безумия, смелых до безрассудности, эпатирующих серьгами, наколками, цепями на куртках, но главное – другим видением и ощущением мира». Тогда в один день вживую, в прямом эфире Александр Малинин стал звездой и властителем чувств в огромном пространстве Союза, обретя навсегда самых верных своих почитателей.

Чем так интересен мир, созданный из песен Александра Малинина? Пытаясь охватить его хронотоп (время-пространство), мы видим необычайную широту пространства, распространяющегося от Киевской Руси до Вавилона и Атлантиды и уходящего в глубины далёкого космоса. Поиски начала отсчёта времени приводят к Древним мирам, потом мы глубоко погружаемся в богатую событиями славянскую и русскую историю. Князь Владимир, Пугачёв и Разин, гусары, Распутин, белые офицеры, Махно, Есенин и Гумилёв становятся героями баллад или просто незримо присутствуют в них.

Особое очарование этому созданному миру несут фольклорные образы русалки, манящей сирены, черного ворона, друга-коня. Малинин и сам неразрывно связан с созданным им миром. В стилизованной песне-сценке «Григорий Распутин», когда-то разыгрываемой Малининым, можно обнаружить удивительное сходство певца с русским писателем и актёром Василием Шукшиным, своеобразным символом русской деревни. А по признанию того же Рыбчинского, в молодом Малинине с длинными, кудлатыми жёлтыми волосами и нежной синевой глаз ему виделся славянский образ юного доброго лешего.  Александр Малинин несёт в себе и исполняемых песнях истинно славянские удаль и простор, русскую боль и покаяние, вечную тягу к праведному и справедливому миру добра.

А. Малинин

Давно обретя славу и признание, Александр Малинин не отказывается от поиска новых форм и обращается к разным пластам песенного искусства. Так, в программе «Люблю и пою!» он представил несколько песен своего  нового альбома «Песни моей юности», которые ранее исполнялись во дворах и на тесных кухнях, лично меня впечатлили «В кейптаунском порту» и «Девушка из Нагасаки».

Подошёл к финалу концерт, но лесничане, хором подпевавшие «Берега», не захотели отпускать певца и были вознаграждены за настойчивость любимой «Забавой». Встреча с большим мастером исполнительского искусства подарила много ярких эмоций. Безусловно, не может не вызывать уважения твёрдая позиция артиста исполнять песни только «вживую», с «живым звуком» в поддержке талантливых музыкантов. Можно только представить себе те неизбежные сложности, связанные с перевозкой инструментов, налаживанием звука и аппаратуры, жёсткие цейтноты и минимум на отдых в условиях ежедневных переездов на сотни километров. Но артистов это не страшит, уверяют они в прощальной с нами песне:

За далью даль, за далью даль,
Впереди у нас и радость и печаль.
Слава Богу, мы в дороге,
Между «здравствуй» и «прощай».

До свидания, Александр, мы ждём вас опять в Лесном!

Предыдущая статьяНа библиотечных полках поселилась книга…
Следующая статьяВершки для волка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя