Нину Степановну Родионову знают в городе многие. Знают и глубоко уважают – заметный она человек, даром что всегда в гуще людской. Профсоюзная душа. Нынче у неё юбилей: восьмидесятилетие. Много всего вспоминается, многое переживается заново. И если сбивчивым покажется вам её рассказ о себе, вы уж не обессудьте, дорогой читатель.
ЗАВОДИЛА
Она родилась в начале 1942 года. А стало быть, из той самой она плеяды – детей войны. В три с половиной – четыре года – какие уж там воспоминания?! Мать брала малышку в госпиталь, где служила санитаркой (а жили тогда в Перми, и госпиталь был эвакуированный, большой, как город, мать упахивалась в палатах, да на этих переходах – санитарочкой была). В госпитале раненые пилоты щедро угощали девочку шоколадом. Как мать рассказывала: «Иной раз полный подол платьишка принесёт крупных шоколадных кусков. Дяди сказали: «Гонорай!», гонорар то есть. А заслуживала его честно: пела и плясала перед ранеными, целые концерты давала».
– Каким был День Победы, я тогда не могла по малости лет сообразить. Запомнила только, что мама пришла однажды рано с работы и спокойно так, с улыбкой сняла с окон старые, плотные солдатские одеяла. А потом обняла меня и расцеловала, – вспоминает Нина Степановна.
После войны семья переехала в Нижний Тагил. Нина пошла в школу, а ещё до школы записалась в Доме пионеров во все кружки, куда взяли. Песни и танцы – это уж обязательно, а ещё – театр. С утра они с подружкой постигали искусство Мельпомены: раздвигали и задвигали занавес на сцене во время репетиций и бегали актёрам то за водой, то за сигаретами. Потихоньку попали в массовки. Потом – танцы до обморочной усталости (крутишечки, дробушечки, огибушечки на носочках, русские глубокие поклоны в пояс), к вечеру – репетиция в хоре. Засыпали на зрительских стульях…
В школу пришла – и тут заводила. Энергия из неё, непоседы, просто ключом! То подобьёт сразу два смежных класса сбежать в парк и устроить соревнования по прыжкам через «горячку» (речку такую, которая после мытья рельс, горячая ещё, протекала в железнодорожном парке и зазывно парила). То на стройку всех утащит, где пленные немцы работали, посмотреть на них. Однажды охранник даже выстрелил в воздух, отгоняя детвору. Бандитка, в общем, как библиотекарша школьная звала её. И всё равно любила, как дочку. Часто библиотекарша собирала детвору около себя и читала им книжки. Нину в такие моменты брала за руку, сажала рядом (чтобы не произошло ненароком «передислокации противника»).
«КОЛЛЕКТИВНАЯ»
«Коллективная ты у нас, Нинка», – говорили ей взрослые. И то правда. Вечная Снегурочка на всех новогодних праздниках – коса толстая да красивая, чуть ли не до колен, стройненькая, голубоглазая, бойкая да задорная, праздник ведёт, что профессионал какой. Как-то быстро и активно включаются все в её игру. Девчонками-то – ладно, мальчишками – и теми во всём верховодит!
Вот и начала Нина свой трудовой путь с пионервожатой. Потом была Ленинградская высшая профсоюзная школа. Правда, сначала выступила со своим ансамблем (в котором занималась) в Москве: на ВДНХ, затем – в Московском госуниверситете. Портфолио (как теперь говорят) было в порядке. Личное обаяние, живость и артистичность. Поступила, короче, сразу.
После школы отрабатывать двухгодичную обязательную практику приехала в родной Нижнетагильский Дворец культуры. Тоже в тихом уголке не засиживалась, показывала себя преподавателем творческим, работала с размахом. В копилку успеха стали собираться победы в конкурсах, приглашения на солидные фестивали. О её детском коллективе заговорили.
И тут вдруг – приглашение в Свердловск-45. Худрук «Современника» Виктор Безкубский предложил работу в городском Дворце пионеров. Нина с удовольствием согласилась. Таинственный закрытый город, молодой, перспективный, где всё начинать в удовольствие. Дочке ещё нет двух лет, а здесь – всё для детей. И она опять окунулась в любимый детский гомон, любимую работу. Создала коллектив песни и танца. Поставила с ним сюиту «Дружба народов», в которой представлена была песенная и танцевальная культура народов мира. Показала свою работу в городах Свердловской области.
БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ПРОФСОЮЗ
Но профсоюз будто вспомнил о ней и тут же проявил власть. Сначала избрали председателем профкома школ города: толковая, грамотная, искренне переживающая за людей, бесстрашно берущаяся за решение самых больших проблем. Именно там, в профсоюзе, ковалось главное её качество – сопричастность.
В 1974 году пригласили в Объединённый заводской комитет (ОЗК-25) инструктором по культурно-воспитательной работе. Будучи культработником высшей квалификации, Нина Степановна стала курировать культурно-массовую работу учреждений культуры, учебных заведений, загородных лагерей, ГПТУ и техникумов. За этот период работы заслужила эксклюзивные, можно сказать, награды: «Почётный знак ЦК профсоюза России» и «Почётный знак Первого фестиваля самодеятельного творчества в СССР».
Когда профсоюзные организации разделились на городскую и заводскую, Родионовой предложили должность заместителя директора Центра реабилитации детей и подростков «Чайка». Здесь были особые дети, с трудными судьбами, сложными родителями, а кто и без них. И здесь тоже была любимая работа, которую она выполняла со всем жаром сердца и души.
В современном мире её назвали бы креативной, продвинутой, владеющей современными компетенциями. Но в том, своём, молодом мире она уже была такой и остаётся по сегодня. Главное, на чём всегда концентрировалось её внимание, это люди, их жизнь, горести и радости, поражения и победы. А это – самый естественный, беспроигрышный вариант достойной адаптации в социуме.
ПРАВДА ИСТИННЫХ КРАЕВЕДОВ
1998 год ознаменовался в истории Среднего Урала как год начала восстановления Верхотурья. В этом году (так совпало) Анатолий Малютин, на то время директор городского музейно-выставочного комплекса, позвал Нину Степановну на работу в свой коллектив. Вот здесь-то она и вкусила сполна всю правду девиза истинных краеведов: «Не знаешь – не любишь. Не любишь – не ценишь!».
Углубилась в литературу об Урале, Верхотурье, нашем уникальном крае. Разработала несколько экскурсионных маршрутов. Занималась всем, чем приходится заниматься организаторам чего-то нового, неизведанного. И билеты распространяла, и искала новые темы, новых участников экскурсий.
Открыли, например, маршрут в Алапаевск, в музей Чайковского. Упросили руководство Автотранспортного предприятия снабдить экскурсионный автобус телевизором, стали демонстрировать во время длительных поездок фильмы об этих местах и знаменитых людях края. О Чайковском, например, фильм был принят на «ура». А педагоги Детской музыкальной школы с воодушевлением играли произведения Петра Чайковского на встрече в музее Алапаевска, снискав благодарные аплодисменты слушателей и посетителей музея. Лесничан узнавали и ждали.
Вообще, Алапаевский маршрут – любимый маршрут Родионовой. Он богат историей семьи Романовых. А она – фанатка этой темы, искренний и настойчивый исследователь. Очень много знает о происшедших в годы революции трагических событиях, о родственниках царской семьи.
Однако особой темой оставалось Верхотурье. В эти годы шло не только его историческое возрождение во всех печатных аналах. Храмы тщательно реставрировались, Крестовоздвиженский Собор отстраивался почти заново (и в этом принимали участие строители и военные из Лесного). Сам город преображался. Поездки в Верхотурье, в Меркушино становились всё популярнее и востребованнее. А вообще, за несколько лет в программы выездных экскурсий музея вошли девять городов области, 31 храм, 19 музеев, пять монастырей и одно подворье – Меркушинское.
«ПО ОБЕ СТОРОНЫ ДОРОГИ»
– Вы только посмотрите, какое небо! Какая радуга! – Я, наверное, так громко вскрикнула, что все обратились, как по команде, к окнам автобуса, – рассказывает Нина Степановна. – Подъезжаем к Меркушино, а между двух храмов – Михайло-Архангельского и Симеона Праведного Верхотурского – безумной красоты радуга зависла! До сих пор картина эта перед глазами. Как знак чего-то доброго и светлого!
В поездках Нина Степановна – неутомимый экскурсовод. Рассказ она ведёт, что называется, «по обе стороны дороги». Шло ведь возрождение всего края. Ну а с историей Среднего Урала желающих познакомиться было всегда много.
– Там – ушедшие навсегда деревни, – с грустью говорила она, глядя в степь, раскинувшуюся за окном. – Орловских скакунов здесь выращивали и продавали за границу. За чистое золото! А там, на Красной Горке, храм Спаса Нерукотворного восстановили, – и голос её приобретает бодрые интонации. – В этих местах ох и талантливый народ живёт! В музее увидите, что вытворяют из берёсты, камня, глины.
Начинали они с экскурсионного «Поезда выходного дня». Поезда семейного и многолюдного – до девятисот человек выезжали на очередную экскурсию. Работали со «Спутником». Привлекали транспортников, для каждой поездки предоставлялась электричка. Каждая поездка – это история города, в который нацелена экскурсия, подробный рассказ о достопримечательностях в пути следования, питание, заезд в цирк на представление или в театр, кинотеатр, музей, детский театр – публика разновозрастная, потребности детишек тоже учитывались. Поезд этот помнят в Лесном, часто говорят ей об этом, сожалеют, что не повторяется такой замечательный проект, по-настоящему объединяющий людей.
КРАЕЛЮБ
Прошли годы. Пришла ещё одна ценная и эксклюзивная награда: Диплом лауреата премии имени О.Клера, который они завоевали совместно с В.Новиковой и А.Малютиным за проект «От краеведения – к краелюбию». Но жизнь её в краеведении не прекращается до сих пор – она ведь краелюб.
Нина Степановна собрала папки по всем направлениям работы музея. Сейчас занимается архивом Совета детей войны, в который избрана. Выполняет массу общественных нагрузок и поручений – это в 80-то лет! И по-прежнему проводит экскурсии по приглашению Управления социальной политики. Люди, однажды с ней съездившие куда-то, обязательно хотят поехать с ней вновь: мало того, что рассказ всегда интересный, познавательный, дискуссия, порой, зажигательная, обмен знаниями и мнениями, она буквально заряжает своей жизнеутверждающей энергетикой. «Человек стоит столько, сколько он может сделать искренне и бесплатно», – повторяет это изречение. Так и поступает.
А однажды, когда посетитель спросил её: «Почему вы посетителей музея провожаете после лекции или экскурсии до дверей? Разве это обязательно?» – она ответила: «А как же? Как пообщаюсь, провожу, уважу, так и придут потом».
Поздравляя Нину Степановну с юбилеем, я, конечно, не преминула спросить: «В чём же секрет молодости и оптимизма?» Ответила просто: «Людей люблю. Вот и всё».