Известный русский драматург XIX века Александр Островский считал, что «публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть». В нашем же случае зритель Центра культуры «Современник» 12 ноября пришёл посмотреть не только игру актёров. Он познакомился с новой, современной пьесой о реальном герое сегодняшнего дня, услышал ответы на часто задаваемые, может даже и не вслух, вопросы.
При поддержке губернатора Свердловской области Дениса Паслера и его заместителя Сергея Никонова в Лесном прошёл показ спектакля Свердловского академического театра драмы «Корса».
Этот позывной женщины-воина Донбасса и её имя – Ольга Качура – теперь увековечены не только в скульптурах, памятниках, горельефах, книге её дочери, Елены Карабет, в материалах Единого государственного экзамена по истории, но и в театральном искусстве.
Время рождает новых героев. В Год защитника Отечества появляется пьеса, где по-честному, без излишних эмоций, без назидания и приукрашенного драматизма показана женщина-патриот, женщина-мать, женщина-командир. Фактически это документальная пьеса: в ней отражены реальные события, она опирается на рассказы и воспоминания реальных людей, на интервью в СМИ. И героиня здесь – не вымышленная, настоящая.
Мы все по-разному зависим от судьбы своей Родины и, в свою очередь, по-разному влияем на её судьбу. Таких героев, как Ольга Качура, могло быть на СВО и больше. А могло и не быть вовсе, ведь «у войны не женское лицо»? Ну, вот так сложилось: она есть, была…
Женщина-воин
Дочь, внучка, правнучка офицеров – военная в двенадцатом поколении – кодекс чести офицера, как она сама говорила, известен ей с молодых лет. Дослужилась до подполковника милиции, в 2014 году пошла защищать Донбасс.
Донецк – её дом, её Родина, здесь родились её дети, здесь родились и умерли её родители, а враг разрушил могилы её предков – это не прощается.
Гвардии полковник Качура Ольга, известная под позывным «Корса» (от итал. corsa – «бег»), была единственной женщиной в ДНР, которая командовала дивизионом, оснащённым системой «Град». Ей подчинялись 140 артиллеристов, в её ратной копилке – бои за Авдеевку, Горловку, Дебальцево, Логвиново, Мариновку, Славянск и Углегорск. Украина объявила её преступником, потому что боялась этой отважной, мужественной женщины, на жизнь которой, и это понятно, украинскими диверсионно-разведывательными группами было совершено не одно покушение. В зарубежных СМИ её называли «Леди Смерть» и «Волчица».
Корса была уверена, что с каждым отработанным ею выстрелом по противнику приближается время наших побед. «Быстрее вернёмся домой, к своим семьям, своим детям». Она была за мир. Для своих пацанов на фронте – и строгая, понимающая мама, и командир. Самой ей вернуться к детям, младшего из которых она забрала из детдома в Горловке, было не суждено: бесстрашный бег Ольги Качуры был прерван реактивным снарядом со стороны артиллерии ВСУ в той же Горловке 3 августа 2022 года. Ей было 52 года.
Враг, полный ненависти, показал своё отношение к ней, открыв огонь по драмтеатру в Горловке, куда пришли сотни людей проститься с истинной дочерью своего Отечества. Награждённая множеством орденов и медалей, звания Героя России и ДНР она получила посмертно.

За каждой ролью – судьба
Пьеса «Корса» лаконична во всём: в ней нет обязательной «любовной линии» для удержания внимания зрителей; минимум декораций на сцене – висящие белые простыни (то выполняющие функции экрана для теневого театра, то служащие входом в палатку либо в импровизированный роддом в полевых условиях) да печка-буржуйка, кидающая огненные блики на лицо бойца с кипящим чайником возле неё. Песочная анимация, выполняемая самими актёрами на сцене, динамично дополняла действие сменяющимися картинами жизни, мирной и военной. И, самое главное, из четверых участвующих в спектакле актёров трое исполняли по нескольку ролей, мастерски перевоплощаясь с быстрыми и наименьшими переодеваниями, таким образом, не отвлекая зрителя от основного направления сюжета.
…Журналистка, задавшись злободневными вопросами «зачем?» и «почему?», пошла искать ответы на СВО. Только увидев всё своими глазами, пообщавшись с людьми, по судьбе которых война топчется более десяти лет, она смогла что-то уяснить для себя, понять, «что такое великое предательство и что такое великое геройство». Возможно, у некоторых зрителей, посмотревших спектакль и словно побывавших там, где сейчас особенно горячо, возникнут и свои вопросы, но очень важно, чтобы как можно больше людей увидело эту работу, открывающую на многое глаза нам, мирным жителям. И тем, кто пассивно ждёт окончания боевых действий, и тем, кто, понимая, что вместе мы – сила, помогают фронту, чем могут.
Звучащие стихи поэтов Донбасса и образы героев спектакля «Корса», исполненные актёрами, мощно и проникновенно передают нам всю глубину и правду нашего времени.
Роль журналистки, соединяющую в одну цепочку все сценические сюжеты, играет Ирина Калинина. Марина Савинова, заслуженная артистка России – Ольга Качура, акушерка, мать, бабушка. Анастасия Каткова – дочь Корсы, Алёна, отслужившая четыре года в дивизионе у матери (позывной «Алёшка»), повариха, невеста. Дмитрий Михайлов, сын нашего известного актёра НМДТ ДК «Современник» Юрия Михайлова – санитар, боец, жених. Прекрасные, профессиональные актёры, серьёзно и очень ответственно подошедшие каждый к своей роли. После спектакля благодарный зритель горячими аплодисментами выразил свою признательность актёрам, приветствуя их стоя.
С цветами и словами признательности от администрации Лесного и отдела культуры поднялись на сцену заместитель главы города Денис Попов и начальник отдела культуры Илья Иванов.
Драма великой души
Необычный спектакль «Корса» заставляет задуматься и подростка, и молодёжь, и взрослого зрителя. Автор пьесы, режиссёр, сценарист и актриса Марина Савинова, удивительно похожая на свою героиню как внешне, так и голосом, после спектакля рассказала нам о том, как она годами следила за ситуацией на Донбассе, принимая всё близко к сердцу. Как следила за судьбой Ольги Качур, по крупицам собирая материалы, как познакомилась и переписывалась с её дочерью Еленой, приславшей ей потом свои воспоминания.
«Мне очень захотелось, чтобы о Корсе узнали люди», – сказала актриса.
Так в рамках локального, внутритеатрального проекта Свердловской драмы «Опыты» состоялся её режиссёрский дебют с июньской премьерой в этом году, воплотивший в себе в том числе идеи теневого театра, песочной анимации. Есть у автора большое желание, чтобы спектакль увидела и дочь Корсы.
Думаю, этой пьесой, этим представлением положено начало новому этапу в театральном творчестве – периоду выхода на свет новых современных героев, о которых должна знать вся наша страна, рождения примеров мужества и героизма, которые должны служить предметом национальной гордости россиян.













