Когда водитель — женщина

0
2005
Женщина за рулем

Женщина за рулемЖенщина за рулём вызывает у большинства мужчин, как бы лояльно они ни высказывались в адрес милых дам, в подсознании ощущение диссонанса -«этого не может быть, но это есть!». И виновата в том, что так рассуждают мужчины, генетика…

Автоледи-революция

Ещё лет десять назад увидеть женщину за рулём — в диковинку. «Их было так мало, — говорит госинспектор РЭО, старший лейтенант полиции ОГИБДД Алексей Молотков, — что мы, честно говоря, тогда даже не наказывали женщин за мелкие нарушения на дорогах. Правда, надо сказать, что и нарушали они крайне редко».

Автоледи-революция «грянула» лет пять назад. Женщины настолько уверенно «штурмовали» этот «аксессуар» (как они сами изволят говорить), что дама за рулём – явление уже вполне обычное. И требования к ним – наравне с мужчинами. Что, впрочем, слабый пол не смущает.

По данным агентства «Автостат» (со ссылкой на исследовательскую группу TNS Global), в России за последние пять лет число женщин, управляющих автомобилем, увеличилось почти вдвое -с 1,7 миллиона до 3 миллионов. По состоянию на 2010 год, водительское удостоверение в России имеют около 42 процентов жителей — это значит, что в России «права» есть примерно у 59 миллионов человек, и эта цифра увеличивается на 2-3 процента каждый год.

Желающих научиться управлять транспортным средством с каждым годом становится всё больше. Есть мнение, что ещё пара-тройка лет – и количество мужчин и водителей уравняется. Что ж время покажет, а пока…

Наш госавтоинспектор Алексей рассказал что на протяжении ледних двух лет в Лесном среди обучающихся 70% — женщины. Причём самого разного раста. За три месяца текущего года на «права» 133 человека. Из них 74 — женщины.

Если не хватает в жизни красок…

Что же движет слабым полом в желании научиться управлять автомобилем? Рассказывает Алексей Молотков:

– Сейчас среди обучающихся на права есть немало женщин в возрасте около пятидесяти лет. Причём именно зимой, когда затишье с садами-огородами. Женщины говорят, что не хочется без дела сидеть и интересно в чём-то новом себя попробовать.

Другая категория – учатся для самоутверждения в жизни: «Я не хуже других!» Даже если, получив вожделенное водительское удостоверение и положив его на полочку, так ни разу и не сядет за руль. Главное – оно, удостоверение, есть!

Других заставляет освоить эту премудрость жизненная необходимость – привезти-увезти детей. И вообще чувствовать себя независимее и мобильнее.

Есть ещё интересный мотив: мужа лишили «прав», и чтобы автомобиль не простаивал, жена идёт учиться.

К разговору присоединяется инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Надежда Файзеева:

– Как женщина, скажу, что если становится скучно и не хватает в жизни красок, то начинаю чему-то учиться. Захватывает сам процесс. Мечтаю, например, открыть для себя в водительском удостоверении категории «А» и «С» – управление мотоциклом и грузовым транспортом.

–???

– (Смеётся). Вот хочу быть разносторонней, интересно даже просто поучиться. Мне хочется внести краску в свою жизнь, так почему бы и не таким образом?!

Если не получается, случается «рекорд»

В процессе обучения женщин умению водить автомобиль случается всякое. И сразу оговорюсь – как и у мужчин. Но! «Женщина вся трясётся, дрожит от страха, – рассказывает Алексей Молотков, – но всё равно едет. Мне одна девушка особенно запомнилась. Всё знает, умеет, но никак не может перебороть свой страх. Тогда я решился на эксперимент: когда выехали с ней в город на учебном автомобиле, сказал, что у меня отказали педали, так что, давай, всё сама. И ведь смогла! Правда, потом все самые «хорошие» слова в мой адрес говорила, но важно, что сумела свой страх преодолеть. Сейчас ездит. А вот если же от страха затрясло мужчину, то всё, он не поедет. Это уже не раз практика показывала».

Есть свои нюансы и при сдаче экзаменов. Как рассказал Алексей, статистика свидетельствует, что практически все женщины сдают с первого раза теорию. Проблемы начинаются на вождении – всё знает (добросовестно выучила!), но вот как работает тот или иной знак, не понимает.

Вообще, теорию и практику с первого раза сдают 44% женщин. Остальные – со второго, третьего…

Бывает, слезами пытаются инспекторов разжалобить, устраивают истерики. Но потом, что было не раз, благодарят, говорят, что теперь-то понимают – не были готовы с первого раза. Есть в этом отношении рекордсменка – женщина сдавала «вождение» 25 раз! Предвижу, как улыбаются мужчины, но спешу сообщить, что и среди мужчин такой рекордсмен тоже есть. Только он 25 раз (надо же, как точно совпадают цифры!) сдавал теорию.

– Алексей, сейчас не редкость, когда на права учатся беременные женщины. К ним на экзаменах относитесь снисходительнее?

– Не имею на это морального и профессионального права. Они же потом выедут на дорогу. А нам небезразлично, кто будет с нами ездить по одним дорогам. Тем более, беременная женщина уже несёт ответственность не только за свою жизнь.

– Алексей, есть ли что-то общее, характерное для всех женщин-водителей?

– (Улыбается). Зеркало! Абсолютно все, садясь в автомобиль, – и не важно, на учёбе ли, на экзамене или уже самостоятельно на дороге – сначала посмотрят на себя в зеркало, а потом уже его настраивают.

Кто опаснее?

В вопросе «кто опаснее на дороге» статистика не на стороне мужчин. В России, по данным ГИБДД, самыми опасными на дороге являются мужчины-водители 20-25 лет со стажем вождения от года до трёх лет.

И мужчины, и женщины нарушают скоростной режим. В остальном: для женщин проблематично перестроение и маневрирование, проблема мужчин – обгон.

Надежда Файзеева отмечает: «Женщины дисциплинированнее в использовании ремней безопасности. У них такие нарушения бывают крайне редко. Именно женщины более ответственны в обеспечении безопасности своей и пассажиров, особенно детей. Но… Как бы это абсурдно и комично ни звучало, только у женщин встречается такая причина дорожно-транспортного происшествия, как «перепутала педали: газ и тормоз». В Лесном за 2011 год было три таких ДТП. Соглашусь с мужчинами, что они лучше, быстрее и адекватнее принимают решения в дорожных ситуациях. Но именно женщина на дороге аккуратнее и этичнее в отношении других участников дорожного движения. В службах такси немало клиентов, предпочитающих, чтобы за рулём была женщина».

– Надежда, а встречаются ли среди водителей, управлявших транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, женщины?

– К сожалению, да. За 2011 год от общего числа тех, кто был лишён водительского удостоверения за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, 15% – женщины.

Мифы уже не столь категоричны

Известный психолог Надежда Навроцкая (сама, кстати, водит машину) в одной из своих статей пишет: «Из поколения в поколение передавалась и накапливалась генетическая информация о роли женщины в обществе. Женщина-хранительница, от неё зависит сохранение рода, здоровье семьи, она должна заботиться о главном добытчике семьи – муже. А значит, должна быть законопослушной и покорной. Она не должна быть лидером, иначе она берёт на себя мужские функции. Она не может управлять, воевать, открыто соперничать… Да, современность давно разрушила эти стереотипы, и женщины в обществе – на равных с мужчинами. Но! Видя женщину за рулём, мужчины чувствуют протест – так не должно быть! И для того, чтобы уравновесить информацию, хранящуюся в подсознании, мужчины подвергают сомнению способность женщины управлять автомобилем».

Еще недавно женщина за рулём была объектом всевозможных анекдотов. Особенно доставалось блондинкам. Однако жизнь показала, что женщина за рулём – это надёжно! И мифы о вождении женщин уже не столь категоричны. А госавтоинспектор Алексей Молотков даже признался: «Если бы на дороге были одни женщины, был бы порядок!»

Языком цифр:

Одна из крупных страховых компаний провела исследование на тему, что больше всего раздражает женщин и мужчин за рулём.

В результате выяснилось что более всего — 35% — женщины не любят, когда мужчины критикуют их стиль вождения. Ещё 17% женщин-водителей вообще не переносят, когда мужчины дают советы. Женщин-пассажирок больше всего — 31% раздражает, когда мужчина на дороге превышает скорость. Около 17% женщин не терпят, когда мужчина не соблюдает дистанцию между автомобилями. Мужчин на дороге больше всего — 45% -раздражают женщины-водители, почти также мужчины не любят, когда их обгоняют и подрезают — 42%.

Предыдущая статьяМой город будущего
Следующая статья«Мои первые открытия»