Водитель перед тем, как отправиться в дорогу, предварительно должен оценить ряд важных составляющих: своё психологическое состояние, техническое состояние транспортного средства, погодные и климатические условия на пути движения, детально спланировать свой маршрут, ознакомившись с критичными местами, предусмотреть запас времени на случай непредвиденных ситуаций в пути.
Одной из самых значительных составляющих на дороге, оказывающих существенное влияние на уровень безопасности дорожного движения, являются погодно-климатические условия.
Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации, «Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Снегопад накладывает ряд существенных ограничений на передвижение всех участников дорожного движения: сильно ухудшается видимость для водителя и пешехода, повышается вероятность заноса автомобиля, удлиняется тормозной путь, частично ограничивается или полностью прекращается движение по ряду улиц и дорог, ухудшается видимость технических средств организации дорожного движения, таких как знаки, светофоры, дорожное ограждение, сигнальные столбики, затрудняется ориентирование в границах полосы движения, проезжей части, особенно на загородных дорогах ввиду отсутствия видимости дорожной разметки, перемётов.
Также в утреннее и вечернее время водителю становится труднее распознать пешехода из-за сугробов, припаркованных и засыпанных транспортных средств, преломления лучей света фар, наличия на пешеходе тёмной одежды без световозвращающих элементов.
Как правило, в первые снегопады существенно возрастает число дорожно-транспортных происшествий, связанных со столкновением транспортных средств, наездом на пешеходов, съездом с дороги, так как водители не меняют свой стиль вождения, нередко передвигаясь при этом на летней резине.
Водителю при движении в снегопад необходимо соблюдать ряд простых правил:
- перед выездом проверить техническую исправность автомобиля, наличие омывающей жидкости, работу стеклоочистителей, отопительной системы, работоспособность систем подогрева лобового стекла (при наличии), заднего стекла и зеркал;
- использовать резину по сезону, желательно шипованную, с достаточной глубиной протектора;
- заранее изучить маршрут движения и свериться с текущей дорожной обстановкой;
- выбирать оптимальную скорость движения, избегая при этом резких манёвров и экстренного торможения, учитывая ситуацию на дороге (гололёд, снежный накат, наличие реагентов);
- в случае обильного снегопада, вынуждающего водителя осуществить остановку транспортного средства, правильно выбирать места остановки или стоянки – площадки отдыха, кафе, территории АЗС, освещённые участки дорог, стараться избегать остановки на обочине дороги (в случае остановки принять все необходимые меры для обозначения транспортного средства);
- периодически в пути осуществлять очистку световых приборов;
- особое внимание обращать на введённые ограничения (предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, предупреждающие транспаранты).
Пешеходы тоже должны учитывать специфику своего передвижения во время снегопада:
- использовать яркую одежду со световозвращающими элементами (вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств);
- пересекать проезжую часть по надземным, подземным и регулируемым пешеходным переходам;
- передвигаться по тротуарам;
- ни в коем случае не перебегать проезжую часть, даже на пешеходном переходе;
- использовать нескользящую обувь с хорошим протектором;
- реально оценивать дорожную ситуацию – не выходить из-за угла, навала снега, припаркованного засыпанного транспортного средства;
- пересекать проезжую часть, только убедившись в отсутствии транспортного средства или в том, что водители вас видят и пропускают;
- учитывать при движении состояние пешеходных путей и проезжей части (гололёд, снежный накат, наличие реагентов);
- исключить передвижение по обочинам автомобильных дорог между населёнными пунктами (в случае вынужденного движения принять все меры для своего обозначения, двигаться только навстречу транспортному потоку.
Водитель транспортного средства в случае вынужденной остановки или дорожно-транспортного происшествия вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной (недостаточной) видимости при нахождении на проезжей части или обочине должен быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области.