Ответственность – прекрасное качество, включающее в себя такие понятия, как совесть, честность, готовность ответить перед собой и обществом за последствия своих поступков. Сложность в том, что ответственность не передаётся на генетическом уровне, её нужно воспитывать. Малыш в возрасте 3–4 лет уже осознаёт себя как личность, соответственно пришло время воспитания ответственности.
Ребёнок не один раз в жизни попадет в сложную ситуацию. Быть всё время рядом с ним у вас не всегда получится, а вот объяснить, как действовать в том или ином случае – это ваша обязанность. Рассказывая об открытых окнах, розетках, горячей плите, обязательно проговаривайте «действие-последействие»: «Не трогай духовку, когда в ней готовится еда, она нагревается, можно обжечься, будет очень больно!» Становясь старше, ребёнок усвоит «схему» случая и научится анализировать его самостоятельно. Лучше чётко обозначить, что делать нельзя никогда (опасное, вредное и т.д.), чем постоянно одёргивать кроху. Есть запреты категоричные (опасные для жизни: «не суй руки в огонь», «не подходи к открытым окнам», и т.д.), а есть запреты «условно неблагоприятных действий», удобные для родителей («не лезь в грязь – испачкаешься»). Категорические запреты не обсуждаются, «удобные» запреты можно дать нарушить для того, чтобы малыш самостоятельно понял, к чему это приведёт (например, почему нельзя лезть в лужу в туфлях – холодно, можно простудиться). После последствий нарушения запрета стоит чётко обозначить, почему произошло так, подвести ребёнка к мысли, чем же полезен запрет, и сделать вывод.
Родителям нужно поощрять малыша за проявление инициативы. Маленькие детки очень любопытны, их увлекает даже та работа, которая для вас является повседневной рутиной. Каждому ребёнку будет очень приятно услышать, какой он умница!
Также старайтесь воспитывать в ребёнке чувство уважения не только к близким, но и к посторонним людям. Объясните, насколько некрасиво выглядит со стороны проявление неуважения. Ребёнок должен понимать, почему нельзя шуметь, когда кто-то спит или болеет. Почему обязательно говорить спасибо, почему нужно здороваться с соседями.
Немаловажным качеством является умение держать слово. Показывать это надо прежде всего на собственном примере. Никогда не обещайте ребенку невозможного. Помните, что вы являетесь примером для подражания, и если вы пообещали – сдержите слово.
Научите ребёнка ценить вещи. Взамен сломанной игрушки не спешите покупать новую. Объясните малышу, что нужно быть аккуратнее со своими вещами и беречь то, что у него есть. Постепенно ребёнок поймет, насколько важно бережное отношение к своим вещам, прежде всего для него.
Стоит не только хвалить малыша, но и иногда вводить «штрафные санкции». Например: «Ты не убрал свои игрушки, и мне пришлось самой делать это, теперь я так устала, что не смогу почитать тебе сказку на ночь». На простом примере ребёнок поймёт причинно-следственную связь, а также то, что не выполненные им дела автоматически перекладываются на другого человека. Развитие личности ребёнка требует самостоятельных важных дел. Поэтому посильные обязанности должны быть в жизни каждого крохи. Выполненное дело приносит удовольствие, повышает самооценку и накапливает личный опыт поведения.
Учтите, что при воспитании такого качества, как ответственность, ребёнок не должен сталкиваться с противоречиями. Одна небольшая уступка способна испортить месяцы кропотливого труда. Проявляйте настойчивость, но без грубости. Хвалите ребёнка, но без чрезмерности. Поверьте, ваш труд принесёт вам чувство гордости за вашего ответственного ребёнка!