Демонстративные дети эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Когда взрослый даёт отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребёнок с жаром и с удовольствием поддерживает её. В ответ на похвалу он, напротив, начинает возражать.
Чтобы вывести детей с такой чертой характера из непослушания как способа получения внимания, нужно найти для них возможность реализовать себя. Кроме того, главное в общении с демонстративными детьми – это устранение неприемлемых норм поведения, которыми они пытаются обратить на себя внимание, или хотя бы ослабить подкрепление этих норм. Для этого взрослым нужно пересмотреть своё отношение к наказаниям и их реализацию. Нужно будет оставить в стороне нотации, назидания и нравоучения, а на лёгкие проступки реагировать проще. Если же замечания и наказания необходимы, и те, и другие должны носить как можно более слабую эмоциональную окраску – в этом случае ребёнок, не получая от взрослого ожидаемой реакции (соответственно искомого внимания), с течением времени перестаёт нарушать правила и намеренно совершать различные проступки, поскольку основной смысл их для ребёнка утрачивается.
С маленьким демонстрантом вести себя бывает очень непросто. Основной принцип – это чёткое распределение и регуляция внимания к ребёнку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший. Главное здесь – замечать его именно в те минуты, когда он незаметен, не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Как только такие выходки начинаются, любые замечания нужно свести к минимуму. Очень важно, чтобы взрослые отказались от бурных эмоциональных реакций, поскольку их-то ребенок и добивается. Активное эмоциональное отношение к проделкам демонстративного негативиста – это по сути дела не наказание, а поощрение.
Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». У многих детей острое желание обладать какой-нибудь игрушкой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать своё имущество (а значит, преимущество) перед другими.
Нельзя сравнивать между собой детей, таким образом ребёнок избавится от необходимости доказывать свое превосходство перед другими детьми. Нужно дать понять ребёнку, что близкие и дорогие ему люди всегда его уважают и ценят, независимо от того, что он делает и как себя ведёт. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.