Насколько трудно попасть на приём к узким специалистам городской поликлиники, знают все. Проблема серьёзная и многолетняя. О том, что предпринимается для изменения ситуации – разговор с начальником ЦМСЧ-91 ФМБА России Сергеем ХРЕБТОВЫМ и заведующим городской поликлиникой для взрослых Виктором КОВАЛЕНКО.
– Сергей Дмитриевич, что делается сегодня для повышения доступности населению врачебной помощи узких специалистов?
– К сожалению, избавиться совсем от очередей к этим специалистам пока невозможно – это объективная реальность, от которой полностью сейчас не уйти. Но мы пытаемся снизить напряжённость в очередях и, следовательно, повысить доступность помощи узких специалистов. Первый шаг – возвращение к листам самозаписи.
– Виктор Александрович, разъясните, как будет оказываться этот вид услуг населению.
– С первого июля к узким специалистам можно будет записаться, придя в городскую поликлинику. Напротив окна регистратуры – столы с листами для записи. Будут работать два регистратора, чтобы помочь, объяснить, напомнить необходимую информацию пациентам. Обращаю внимание, что при этом запись по телефону также остаётся. То есть можно и самому прийти записаться, и позвонить по телефону. График начала записи сохранится прежний.
– По сути, такая запись в регистратуре есть и сейчас…
– Да, но сложность в том, что люди преклонного возраста не всегда помнят, где прописаны… Естественно, времени на то, чтобы записаться к врачу, уходит значительно больше. Для сведения, из 35 000 обслуживаемых городской поликлиникой для взрослых 13 500 – это люди пенсионного возраста. Предположительно, организация самозаписи должна значительно уменьшить общую очередь в регистратуру и главное – урегулировать запись к узким специалистам. Потому что бывает и так: записался человек, а прийти не смог и не предупредил… А в это время кто-то мог бы посетить врача.
– Виктор Александрович, какова обеспеченность поликлиники узкими специалистами?
– На сегодня по обеспеченности узкими специалистами мы даже превышаем законодательно положенные нормы. Например, согласно существующим приказам, на 20 000 населения положен один врач-невролог. У нас, как уже было сказано, 35 000 обслуживаемых, при этом работают три невролога. Но потребность населения во врачебной помощи этих специалистов значительно выше. Ещё сложнее ситуация с эндокринологами. При высокой востребованности у нас этих специалистов не хватает. Эндокринологов всего двое, при том что у них полторы тысячи диспансерных пациентов, которые должны ежемесячно приходить за лекарственными препаратами. Получается на каждого врача нагрузка – запредельная.
– Сергей Дмитриевич, что ещё планируется сделать в ближайшее время, чтобы увеличить доступность врачебной помощи?
– Следующим шагом будет введение в городской поликлинике электронной записи. Напомню, что такая система записи уже работает в детской поликлинике. Конечно, не все пожилые люди смогут этим видом услуг воспользоваться, но кому-то, возможно, помогут дети или внуки, хорошо владеющие компьютером. К тому же обычная запись также остаётся. То есть у человека будет право выбора. И это ещё один элемент доступности врачебной помощи.
– Виктор Александрович, мы всё воспринимаем в первую очередь визуально. Заходишь в городскую поликлинику и видишь, что людей так много… Сразу и не поймёшь, что и как. А пожилому человеку и вовсе не разобраться. Тут уже психологический фактор срабатывает и создаётся впечатление вечной огромной очереди…
– Для снятия этой психологической напряжённости мы и продумываем сейчас вариант выведения из здания городской поликлиники периодических и входных медосмотров. Это должно значительно изменить сложившуюся сегодня ситуацию, когда действительно у кабинетов очень много людей.
– Сергей Дмитриевич, если подвести итог…
– Безусловно, в городской поликлинике запись к специалистам уже много лет проблематична, но сейчас не нужно проводить аналогии с работой заводской поликлиники. Подчеркну: основной контингент заводской поликлиники – это работающие граждане. В городской, как уже было сказано, обслуживается много людей преклонного возраста, которым бывает трудно просто сориентироваться в обстановке. Поэтому копирование схемы работы заводской поликлиники для городской не приемлемо. Отмечу, что всю конструктивную критику мы принимаем и будем делать ответные шаги. Я читаю все сообщения на нашем сайте, а их достаточно много. И это обязательно принимается во внимание. Повернуть поликлинику к пациенту больше, чем это есть на сегодняшний день, – главная задача. Важно понять, что одномоментно это не сделать даже при самом большом желании, а оно, поверьте, есть! – заключает Сергей Хребтов.
Какие результаты будут при внедрении самозаписи к узким специалистам – покажет время. Работа поликлиники начинается с регистратуры. С урегулирования её работы и начали.