Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых юбилею спорта в Лесном. На очереди – мотоспорт, который был очень популярен в нашем городе. В № 23 «Вестника» – мы предложили лесничанам очерк В.Табатчикова, посвящённый Владимиру Григорьевичу Кузнецову. Сегодня вспомним его ученика и продолжателя дела – Геннадия Фёдоровича Завьялова.
Зарождение мотоспорта в Лесном
«В сентябре 1954 г. в Свердловске-45 был организован первый официальный мотокросс. Среди участников были: Геннадий Олейник, Юрий Филипп, Владимир Кузнецов, Аркадий Сажин, Пётр Васильев, Борис Гилёв, Анатолий Крыжановский. В 1954 и 1955 гг. трижды победил А.Сажин, а начиная с 1956 г. постоянно побеждал В.Кузнецов. Летом 1956 г. была организована секция мотоспорта. Первым президентом был выбран Владимир Григорьевич Кузнецов, который до 1965 г. тренировал мотогонщиков. С 1967 г. команду тренирует Геннадий Завьялов, который в октябре 1967 г. стал чемпионом Советского Союза. Команда спортклуба «Факел» являлась базовой командой Свердловской области по мотокроссу и многоборью. Наши гонщики 12 раз завоёвывали звание чемпионов Центрального Совета ФиС, 20 раз были сильнейшими в Свердловской области и в Уральской зоне России, трижды выигрывали приз им. И.В.Курчатова в Москве, три раза были признаны сильнейшим клубом России по многоборью и находились в лидирующей группе клубных команд по выступлениям в Кубке СССР.
Алексей Пястолов – чемпион России, серебряный призёр Спартакиады народов РСФСР и чемпионата России; Николай Завьялов – чемпион России, бронзовый призёр Спартакиады народов РСФСР и серебряный призёр чемпионата России; Мурат Сабиров удостоен бронзовой медали чемпионата России. Мастера спорта, подготовленные ФСЦ «Факел»: Владимир Кузнецов, Геннадий Завьялов, Юрий Радаев, Вячеслав Елисеев, Алексей Пястолов, Николай Завьялов, Юрий Исакин, Владимир Колупаев, Ольга Тялина, Лидия Кузнецова, Игорь Мерзляков, Александр Круглов, Анатолий Отт, Сергей Андреев, Сергей Уфимцев, Анатолий Бардинских, Валерий Лучинин, Юрий Зятев, Леонид Лазуков, Мурат Сабиров, Владимир Исакин, Виктор Половников, Борис Половников.
Геннадий Завьялов
Родился в 1938 году. Чемпион Советского Союза по мотокроссу, почётный мастер спорта СССР. Тренер: Владимир Кузнецов, мастер спорта СССР.
Геннадия Завьялова я узнал ещё в 1958 году, когда он работал шлифовщиком в цехе № 30 и каждый день уходил на стадион «Строитель» на тренировку. К мотоциклам его никто за руку не приводил, мотоспорт он выбрал сам…
Завьялову не раз говорили: «Что ты, Геннадий, выбрал? На мотоцикле и голову недолго свернуть». Ему довелось побывать во многих городах страны и за рубежом, он видел тысячи парней, занимающихся мотоспортом. Это – смелые, решительные, отважные спортсмены… Для кросса выбирают тяжёлую, резко пересечённую местность. Иногда и не поймёшь, кто на ком едет: гонщик на мотоцикле или мотоцикл на гонщике. В этом болельщики не раз убеждались на наших городских соревнованиях. Поэтому гонщик должен иметь сильные ноги, сильные руки, быть крепким и здоровым.
Первые в его жизни областные соревнования по мотокроссу. …Взревев моторами, мотоциклисты устремились вперёд. Геннадий легко обошёл всех, выжав из машины всю её мощность. Всё шло хорошо. Колея не разбитая. Мотор работает, как часы. Позади одна петля, вторая. Впереди подъём, ровная дорожка, спуск, трамплин, прыжок. В момент приземления мотоцикл стал заваливаться и… гонщик вылетел из седла, словно из катапульты. Позже, анализируя случившееся вместе с опытным товарищем по команде Владимиром Кузнецовым, поняли одно: хочешь стать незаурядным гонщиком – оттачивай технику вождения. Понял Геннадий, что не в одной скорости дело. Надо уметь, где следует и газ сбавить, чтобы удержаться в седле и хорошо финишировать.
После областных соревнований, когда вернулись победителями в командном зачёте, он чётко уяснил: нужны смелость плюс мастерство, а знание тонкостей дела умножает силы и возможности спортсмена. Поэтому тренироваться, тренироваться и тренироваться, а соревноваться он готов был днём и ночью. Убедился и ещё в одном: одинаково, если не больше, чем себя, надо готовить к соревнованиям и мотоцикл. Геннадий старался увеличить его мощность и надёжность, перетачивал различные детали, шёл на другие незамысловатые хитрости. Всё хотел сделать мотор посильнее. Постоянно выкраивал время для дополнительных тренировок. Так в поисках и находках рождался опыт, закалялся характер, воспитывалась незаметно для самого себя стойкость, самостоятельность.
1959 год. Первые Всесоюзные соревнования Центрального Совета по мотокроссу в Днепродзержинске. Наши спортсмены стали чемпионами ЦС в командном зачёте. Завьялов постоянно шлифует своё мастерство гонщика, особое внимание уделяет посадке, технике и тактике гонок. В 1960 г. он уже мастер спорта СССР. В течение последних лет он становится трижды чемпионом Свердловской области и Уральской зоны России, четырёхкратным чемпионом ЦС в командном и личном зачёте, в составе команды «Факел» – победителем престижного мотокросса на приз И.В.Курчатова в Москве. Ещё в 1966 г. Владимир Кузнецов сказал Геннадию: «Ты уже почувствовал в себе силы бороться на равных с именитыми мастерами. Пора замахнуться на титул чемпиона Союза».
И вот в октябре 1967 г. чемпионат СССР по мотокроссу в г. Ужгороде. Завьялов в составе сборной Центрального Совета заявлен для участия в таких ответственных состязаниях… Трасса в Ужгороде была очень сложной. Завьялов со старта ушёл третьим. Вскоре на повороте он обошёл гонщика из Новосибирска, впереди остался только москвич Краснощёков. На трассе длинный подъём… Плохо ли, хорошо ли, но Геннадий, как правило, шёл на обгон на трудном участке. Видно было, что ему трудно, но ведь сопернику тоже нелегко! На подъёме «достал» москвича и так красиво обошёл его, что болельщики, а их было очень много по всей трассе, стали дружно скандировать: «Мо-ло-дец! Мо-ло-дец!» Во 2-м и 3-м заездах он сразу со старта уходил вперёд, и его уже никто не мог догнать. Он выиграл все заезды! Он – чемпион Советского Союза! После двух стартов он уже стал победителем и в третий раз мог спокойно, в своё удовольствие пройти трассу. Но в интересах команды ему нужно было выиграть и этот заезд, что он и превосходно выполнил.
Что выделяло Завьялова из всех прочих, что сделало его чемпионом, первым?.. С одной стороны, человек как человек: симпатичный, серьёзный, простой. С достоинством, правда, вот что важно. Но что именно привело его к финишу первым? Мастерство? Смелость? Настойчивость? Удача?.. Конечно, всё это и ещё многое. Есть ещё что-то. А вот оно: виртуозность владения мотоциклом, умение выбрать место на трассе, точная реакция на складывающуюся на дистанции обстановку. Мало кто мог сравниться с ним в этом.
Потом были победы в личном и командном зачёте на чемпионатах России, на Всесоюзных соревнованиях Центрального Совета, Свердловской области.
Он стал выступать уже в роли тренера. Вместе с Владимиром Григорьевичем Кузнецовым эти истинные энтузиасты мотоспорта сплотили вокруг себя сильный, дружный коллектив гонщиков. Мастера спорта СССР Алексей Пястолов, Николай Завьялов, Мурат Сабиров, Юрий Радаев, Александр Круглов и много ещё верных соратников, что ни имя – то чемпион России или Центрального Совета, победитель престижных соревнований или Уральского региона. Как тренер Геннадий Фёдорович был человеком строгим. Сам действующий спортсмен, он понимал, что только полная самоотдача и в работе с машиной, и на тренировках может привести к успеху. Он отдавал предпочтение самостоятельности: тренер – тренером, а спортсмен прежде всего сам должен думать о своём будущем.
У него, как тренера, манера общения с гонщиками была твёрдой. Накопленный опыт и мастерство позволяли ему не сомневаться в своей правоте, а поэтому он, как правило, не советовал, а давал указания. Специалист он был отличный, и указания его сомнению не подлежали. Команда наших мотоспортсменов являлась базовой командой Свердловской области по мотокроссу и мотомногоборью. Зачастую наши спортсмены только своим составом защищали спортивную честь Урала на чемпионатах России и добивались неплохих результатов…
Условия соревнований суровые. Как в стрельбе отказ оружия, так в мотогонках неисправность машины приносит поражение. И вот тут-то Владимир Григорьевич Кузнецов был просто незаменим. Практически всё делал сам, освобождая и тренера, и гонщиков для их непосредственной задачи – выиграть соревнования. Этот монолитный тандем Завьялов — Кузнецов работал чётко и безотказно.
(В.Табатчиков. Книга «Лесной – город спортивный», 2001 г.).
Очерк напечатан в сокращении.