Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых юбилею спорта в Лесном. На очереди – мотоспорт. Очерк Виктора Табатчикова, посвящённый Владимиру Кузнецову, был напечатан в 1998 г.
Владимир Григорьевич Кузнецов
«Родился в 1933 г. Неоднократный победитель Всесоюзных соревнований Центрального Совета ФиС и Свердловской области по мотокроссу, мастер спорта СССР. Тренировался самостоятельно. У него в трудовой книжке 2 записи: 15 февраля 1952 г. принят в цех № 4 учеником слесаря-инструментальщика, 22 апреля 1994 г. уволен в связи с уходом на пенсию с должности начальника самой ответственной инструментальной службы цеха. Не менее поразителен такой факт из его жизни: с 20 ноября 1956 г. он – бессменный президент городской федерации мотоспорта. Но это ещё не всё. Он первый мастер спорта в нашем городе, чемпион России, четырёхкратный чемпион Центрального Совета в командном зачёте, участник чемпионатов Советского Союза, многократный чемпион Свердловской области.
18-летним парнем как сел он за руль мотоцикла, так с тех пор не разлучается с ним, посвятив себя мотоспорту. «Да потому, что не полюбить его нельзя. Когда на большой скорости мчишься по сложнейшей трассе, когда машина, как необъезженный дикий конь, старается сбросить тебя на ухабах, трамплинах, крутых спусках, а ты укрощаешь её, прибавляешь газ и, набирая скорость, уходишь от соперника, – этого не передать по-настоящему словами. Не передать ту удивительную радость: ты крепок, ты – силён, ты – смел…»
Позади у него тысячи, даже, пожалуй, сотни тысяч километров по кроссовым, ипподромным и ледовым трассам. Всякое бывало на этих километрах. То летит он над землёй, словно птица, и она стелется под ним бархатной лентой. А порой, когда снесёт на крутом вираже и он едва поднимется, кажется ему та же самая земля колючей и злой.
А всё началось 1 мая 1954 г. Владельцы мотоциклов Г.Олейник, Ю.Филипп, В.Кузнецов, А.Сажин, П.Васильев, Б.Гилёв, А.Крыжановский по просьбе горкома партии с флагами проехали по улице Ленина, мимо сквера. А чуть позднее встретились опять и договорились устроить турпробег на границу Европы и Азии в районе деревень Косья и Медведка. Осенью провели первый мотокросс, победил Аркадий Сажин. В следующем году Кузнецов участвовал во всех городских соревнованиях, набирался опыта и у других гонщиков заимствовал лучшее. Особенно много времени уделял своей машине ИЖ-49. Иной раз до поздней ночи возится с мотоциклом, зато наутро чувствовал себя спокойно и уверенно.
В 1956 г. Кузнецов стал признанным лидером в команде и, по существу, её тренером. Он уже не сомневался, что на очередных городских соревнованиях выступит неплохо. У него появилась уверенность в себе. А в мотоспорте это немаловажно: нельзя проходить дистанцию с опаской лишь бы не упасть, лишь бы пройти. Необходимы уверенность, смелость и риск. А эти качества, разумеется, приходят не сразу. Нужны упорные, настойчивые тренировки, чтобы почувствовать себя гонщиком, способным на дистанции проявить все свои достоинства. Принцип тренерской деятельности Кузнецова был прост, но необычайно эффективен: «Делай, как я!». А поучиться у него можно было уже многому. Владимир Григорьевич вёл себя на дистанции сдержанно и грамотно, как опытный жокей. Мог в самый неожиданный момент вырваться вперёд, либо ровно, чётко удерживать лидирующее положение.
Городские соревнования 1956, 1957, 1958 годов выиграл тренер… В сентябре 1956 г. команда наших гонщиков: Ю.Филипп, В.Кузнецов, П.Васильев, П.Грозных, Б.Гилёв – впервые выехала на областные соревнования в Н.Тагил. Дебют оказался удачным: команда стала победителем, в личном зачёте Владимир Кузнецов стал чемпионом. В ноябре 1956 г. на собрании мотоспортсменов Владимир Григорьевич был выбран президентом городской федерации мотоспорта и с тех пор бессменный её руководитель.
Кроссовые трассы для тренировок и соревнований проходили там, где сейчас кольцо ул. Мира – ул. Мамина-Сибиряка, вдоль пруда, около вахты на пруд, в районах Васильевской дачи и очистных сооружений. Много часов наши ребята проводили на тренировочной трассе. Кузнецов никогда и никому не позволял «прогуливаться» по дистанции, а заставлял работать с полной отдачей. Иногда после занятий от усталости все с ног валились, но зато чувствовали внутреннее удовлетворение – время не зря прошло.
В 1957–1959 гг. Кузнецов побеждал во всех городских соревнованиях. В 1958 г. к нему пришёл новичок Геннадий Завьялов. 1959 год начался с усиленной подготовки к Всесоюзным соревнованиям Центрального Совета в Днепродзержинске. На Украине собрались очень сильные гонщики… Первый день соревнований – наши в общем зачёте лидеры, да и Кузнецов оставил позади всех мастеров спорта! А погода выдалась, как по нашему заказу, уральская – дождь, грязь, слякоть. Наши в этих условиях – как рыба в воде.
В журнале «За рулём» № 10 за октябрь 1959 года было написано: «В течение двух дней в г. Днепродзержинске на Украине прошли Всесоюзные соревнования Центрального Совета ДСО «Труд» по мотокроссу. В этих представительных соревнованиях приняли участие команды сильнейших гонщиков из Москвы, Ленинграда, Кирова, Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Казани, Челябинска, Свердловска, Новосибирска, Омска, Томска. К соревнованиям в классе машин 125, 175, 350 куб. см было допущено более 200 спортсменов. В упорной борьбе на очень сложной кроссовой трассе лучше всех оказались подготовленными уральцы из маленького городка Нижней Туры. Они заслуженно и одержали командную победу! Особенно отличился участник этой команды, никому не известный перворазрядник Владимир Кузнецов, во всех заездах он показал истинно уральский характер: умение, упорство, бесстрашие. Совсем немного проиграв чемпиону, он занял вторую ступень на пьедестале почёта, с лихвой перевыполнив норматив мастера спорта СССР».
До 1965 г. Кузнецов постоянно участвовал в городских турнирах, в соревнованиях Свердловской области, во всесоюзных соревнованиях Центрального Совета, в чемпионатах России и СССР. Неоднократно был чемпионом и призёром этих состязаний. К этому времени тренером мотогонщиков стал Геннадий Завьялов, а Владимир Григорьевич проявил себя отличным организатором в должности начальника команды. Своевременную отправку и получение мотоциклов на месте проведения соревнований, устройство гонщиков в гостинице, организацию хорошего питания и отдыха, прохождение мандатной комиссии – всё это Кузнецов делал толково, делал всё сам, не отвлекая тренера и спортсменов от их прямых обязанностей. В случае непредвиденных обстоятельств он мог и заменить любого из команды…
Постоянно участвуя в гонках, Владимир Кузнецов отлично работал, учился в техникуме, с женой Тамарой Васильевной вырастили двух дочерей. За исключительно добросовестное и грамотное исполнение своих служебных обязанностей награждён медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», его имя занесено в Книгу Почёта комбината и дважды на Доску Почёта комбината, дважды награждён знаком «Победитель соцсоревнования», в приказах по комбинату 40 раз объявлялась благодарность за рационализацию и хорошую работу».
Виктор ТАБАТЧИКОВ.