Первого сентября в России за парты впервые сядут более полутора миллионов ребят. Как понять, что ребёнок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать «домашку»?
Первое – ребёнок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью. У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и элементарно обслуживать себя. К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе уже никто кормить не будет.
Второе – это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребёнка должны быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, дружить со сверстниками, общаться с взрослыми. А ещё понимать, зачем ему нужно идти в школу.
– Для оценки психологической готовности в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, – рассказала психолог Анастасия Кузнецова. – Такой мини-скрининг поможет папам и мамам сориентироваться, над чем ещё «поработать» с будущим первоклашкой, чтобы он легко адаптировался к школе.
Ну и третья важная составляющая – предметная готовность. Это умение читать, различать звуки, слоги, слова, предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.
– Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки – «обязательная программа», а предметная готовность – «произвольная», – говорит психолог. – Потому что при сформированности первых двух, третье – дело быстро наживное. А вот если наоборот: ребёнок и читает, и считает, и «Онегина» декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам – высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учёбе.
Должен ли ребёнок знать слово «надо», и что делать, если его этому слову не научили?
– Знать слово «надо» – значит уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определённым обстоятельствам или правилам. Хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с принятыми нормами, – замечает Анастасия Кузнецова. – В психологии это называется «произвольность», она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребёнок не научился регулировать своё поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил.
К концу первого класса, кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать своё рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать её результаты…
Ксения КОЛЕСНИКОВА.
Российская газета – Федеральный выпуск № 164 (8218).