В просторном выставочном зале на днях открылась экспозиция художественных работ лесничанки Александры Гришук. Её друзья, родные, коллеги, почитатели таланта, люди, просто приятно удивлённые тем, как можно глубинным, искренне любящим взглядом увидеть окружающее, а потом трепетной рукой передать на бумаге увиденное и схваченное сердцем, собрались на торжественное её открытие.
Зал, оснащённый новой великолепной осветительной аппаратурой, не просто высветил представленную выставку, работам буквально придан живой импульс, они … «дышали».
Я же, рассматривая работы Саши, подумала: если «масло» своей монументальной значительностью занимает отцовское место в изобразительном художественном искусстве, современный акрил – место сына новой эпохи творчества, то акварель – это принцесса-дочь.
И отметила: изящной походкой принцессы пройден и весомый этап пути Александры, художника, научного сотрудника городского краеведческого музея, многогранно творческой натуры.
Точность кисти
Первая составляющая французского слова «акварель» – akva (вода). Акварель в переводе – водянистая техника изображения и разновидность изобразительного искусства.
Прозрачная взвесь красок, её тонкого пигмента, создаёт эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов, вне зависимости от того, что в картинах Александры совмещаются и живопись, и графика (кстати, графики больше), используются акварельные карандаши, пастель, гуашь.
Акварельная техника при всей своей кажущейся прозрачности и лёгкости считается одной из самых сложных. Она не прощает ошибок, и зачастую одним неверным мазком можно испортить всю готовую работу.
Городские сюжеты «эпохи Сун»
Её городским сюжетам, думаю, уготована длительная история, ведь они о жизни сегодня, её предметах, деталях и красках, её дыхании. Это дома и переулки, лестницы, улицы, переходы, зелёные закоулки, площадки и площади, окна многоэтажек, фантастически отразившиеся в пространстве чёрного бархата ночи, уютные беседки любимого Лесного. Преподаны они с такой же любовью и тщательностью, как и древнейшие китайские – пейзажные, архитектурные, портретные – выполненные чёрной тушью, сюжеты художников-графиков эпохи Сун. И от них так же трудно оторвать взгляд.
Много природы. Нашей, неброской, уральской, с бледно-голубым небом, тревожными, преддождевыми птичьими стаями и – вот милые фишки края – сочной зеленью летом, всеобъемлющей белой снежностью зимой, едва проснувшимися ручейками и перелесками весной, а также осенью, запахнувшей на себе красно-золотой султанский халат.
Дюрер в своих городских немецких зарисовках изобрёл пейзаж. Антонис ван Дейк положил начало акварельному пленэру. Многие замечательные художники работают в акварельной технике. А Саша наработала собственную узнаваемую манеру, сложно-составную технику-графику с частичной доработкой акварельными карандашами, непрозрачными белилами, тонкой чернильной прорисовкой ослабленных контуров рисунка.
«Чтоб бабочки в душе затрепетали…»
И у неё получается нечто осязаемое. Зима вовсе не мрачная и холодная – белоснежный, густой куржак на кустах у маленького домика пронизывает розовый луч рассвета, словно вырвавшегося из лета. Совершенно не кажутся одинокими два стройных деревца в снегу, тоже подсвеченные каким-то особым, летним теплом. Рыжая кошка на скамейке, которую так и тянет погладить, сейчас мяукнет, приветствуя, Осенний дождь – серый, полосатый, сквозь него даже не видны облака, но не холодно. «Говорящий» весенний ручей, нотные хвостики воробьёв на проводах… Её сюжеты – ноктюрн сердца.
Почему хочется пристальнее рассмотреть работы Александры? Наверное, потому, что простота сюжета обещает и простоту исполнения? Кажется, что это просто – взять в руки лист бумаги, краски, сесть за мольберт, оглянуться, присмотреться к избранному объекту или уголку двора и сделать то же самое.
Не получится, господа! Вот этот угол дома с уютной скамейкой, этот клинышек сада, это небо и этот воздух, накатывающий на тебя мягкими, живыми волнами – надо прочувствовать, как чувствует она. А это значит: так, «чтоб бабочки в душе затрепетали». Впрочем, пробовать не возбраняется.
Талант, исследователь
Бывая в разных музеях, я часто обращала внимание на невероятные, тонкой работы, портреты кисти многих великих художников. И на этой выставке я искала портреты, а не найдя, спросила у Саши: а как же портреты? Ты совсем их не пишешь?
– Нет, – ответила. – С портретами у меня не сложилось. Моя любовь – городские пейзажи, а особенно советская архитектура, щемяще любимые дома моего родного города.
Александра – человек сложный и тем интересна. Директор краеведческого музея Юлия Стригова, открывая выставку, сказала:
«Саша – интроверт. При этом – талант и исследователь. Она активна, продуктивна и неожиданна во всём, за что берётся. Последовательна, ответственна и креативна. Является заведующей научно-исследовательским отделом музея, вот уже почти двадцать лет высокий художественный вкус позволяет ей оформлять великолепные выставки на самые различные темы, а её проекты всегда получают продолжение, приобретают новые формы: виртуальный музей, виртуальная карта города, преображённые автобусные остановки. Проводит незабываемые экскурсии по музею и по городу, ведь его историю знает, как никто. Она краевед, искатель, перелопативший массу литературы о Лесном, об Урале, систематизировавший её. Архивариус, у которого смело можно уточнить любую дату, любое событие из истории нашего города. У неё масса слайд-программ об истории Лесного. Вот и сегодня она представит гостям свой новый проект «Архитектура закрытых городов». Саша – человек скромный, коммуникабельный, доброжелательный и красивый, как этот букет, который я хочу вручить ей, поздравляя с такой замечательной выставкой!».
Ну, а я хочу добавить: Александра постоянно учится! Сначала – художественная школа, потом – факультет художественного образования Нижнетагильского социально-педагогического института. Были и ювелирные курсы Исовского техникума, самостоятельно она освоила работу с полимерной глиной, много делала дивных украшений из неё. Заодно, много работая с текстами, находит время для корреспондентской работы в газете «Вестник». «Пишу историю города не только в рисунках, но и в текстах!» – улыбается художница.
Её стремительный, активный характер буквально пронизывает целеустремлённое творчество. И это так органично сочетается с изяществом её творчества. А главное, она боится не успеть больше и больше показать город – пока он не утратил духа времени, в котором она живёт. В котором живём и мы.